Дорогое безрассудство: как Литва испортила отношения с Белоруссией и Китаем

Как литовцы почувствовали себя форпостом НАТО и принялись учить демократии Китай. Кто теперь поможет Вильнюсу?

15 декабря в режиме видеоконференции состоялись переговоры Владимира Путина с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Уже в самом начале стало понятно: это разговор не просто экономических партнеров или политических союзников, а встреча добрых друзей.

"Уважаемый председатель Си Цзиньпин, дорогой друг! Я очень рад вас видеть, приветствую вас", – сказал Владимир Путин.

"Уважаемый президент Путин, мой давний друг! Очень рад провести с вами вторую в этом году видеоконференцию и 37-ю по счету нашу встречу с 2013 года", – отметил Си Цзиньпин.

Россия и Китай тесно взаимодействуют по международной повестке, вместе противостоят агрессивной политике США и их союзников по формированию однополярного мира. Более того, всегда прагматичный и сдержанный в политических заявлениях Китай на этот раз прямо выступил на стороне России, которая требует от США и НАТО письменных гарантий о дальнейшем нераспространении Альянса на Восток. Об этом на брифинге по итогам российско-китайский переговоров сообщил помощник Президента Юрий Ушаков.

"Поскольку председатель специально заявил, что он поддерживает требования России о гарантиях, то, естественно, он хорошо об этом осведомлен и понимает главное – какие озабоченности испытывает Россия на своих западных границах, полностью поддерживает нашу инициативу о выработке соответствующих гарантий безопасности для России. Стороны условились в этом вопросе поддерживать контакты", – отметил Ушаков.

Россия, в свою очередь, поддержала озабоченности Китая созданием военного блока AUKUS, куда вошли США, Великобритания, Австралия.

По итогам встречи лидеры договорились о личной встрече уже в феврале в Пекине на открытии Зимней Олимпиады. Для Си Цзиньпина приезд Владимира Путина важен на фоне дипломатического бойкота, который Китаю уже объявили США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и (неожиданно) Литва. Страна НАТО с населением менее трех миллионов человек вдруг решила в споре между гигантами вставить свои пять копеек. Помимо дипломатического бойкота официальный Вильнюс объявил, что открывает торговое представительство на Тайване, а ранее и Тайбэй открыл свое представительство в Вильнюсе. Для Китая это точно "красная линия", демонстративное неуважение, ведь в Пекине считают Тайвань частью Китая, а значит, провинция не может открывать в других странах никакие свои представительства.

Понятно, что действия Литвы Китаю, что называется, слону дробина, но и пропускать такое в Пекине не будут. По глупости Литва умудрилась еще и испортить отношения со своим ближайшим соседом Белоруссией.

Даже сильный декабрьский снегопад не заметет ряды грузовых поездов, что тянутся в глубь Литвы с восточной границы. Товарные вагоны с надписью "Беларуськалий" и соответствующим грузом продолжают передвигаться по территории Литвы. Транзит не прекратился в один миг, несмотря на американские санкции. У Литовских железных дорог есть контракт с "Беларуськалем", и предприятие еще в ноябре сделало авансовые платежи. Литовское правительство вынуждено искать способы, как освободить пути от белорусского транзита.

Американские санкции против "Беларуськалия" вступили в силу 8 декабря в 5 часов утра по Гринвичу. Но Клайпеда живет по другому времени. Белорусские калийные удобрения – стратегический продукт для крупнейшего в Литве порта. Кроме того, сам попавший под санкции "Беларуськалий" владеет 13% акций портового терминала навалочных грузов. Порт уже сообщил о сокращении 20 работников, и это – только начало, уверен директор.

"Все наше внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы так или иначе компенсировать объемы груза. Компенсировать 30%, если произойдет потеря, за такой короткий период просто невозможно", – считает Альгис Латакас, генеральный директор порта Клайпеда.

Стоимость контракта с белорусской компанией – 60 миллионов евро в год. И он уже подписан до 2023-го. Для сравнения: чистая прибыль Lietuvos geležinkeliai за прошлый год составила 36 миллионов. А разрыв соглашения с "Беларуськалием" грозит еще и штрафами на сотни миллионов евро. Кроме ЛЖД следование американским санкциям угрожает еще и судьбе Клайпедского порта, крупнейшего в Литве. И это уже оценка литовского государственного телевидения: "Клайпедцы и жители региона с тревогой смотрят на санкции в отношении белорусских удобрений: в порту работает много людей, и они опасаются остаться без работы".

Но в правительстве думают прежде всего не о портовиках и железнодорожниках, а о собственной репутации в глазах американских партнеров.

"Моя личная позиция и позиция правительства очень ясны: удобрения "Беларуськалия" после введения санкций США не могут проходить через Литву. Здесь нет никакой двусмысленности", – заявил Марюс Скуодис, глава литовского Минтранса.

Министр транспорта, министр иностранных дел и премьер поочередно угрожали уйти в отставку, якобы чтобы взять на себя ответственность за кризис. Но в итоге виноватым назначили директора коммерческой ЛЖД Мантаса Бартушку – он в ближайшее время уйдет со своей должности. А правительство теперь попытается оперативно принять законопроект, который запрещает транзит всех товаров из Белоруссии. Этот закон в отличие от американских санкций уже придется соблюдать всем литовским компаниям.

"Сейчас складывается такое устойчивое впечатление, в том числе у литовской оппозиции, что просто власти пытаются снять с себя ответственность и перенести ее, а проще говоря, найти стрелочника в лице экономических субъектов", – отметил политолог Вадим Воловой.

Роль логистического моста между Востоком и Западом Литве подсказывает сама география, но литовскому правительству, видимо, расположение их страны не по душе. Добровольно лишить себя прибыли власти решили еще и от торговли с Китаем. В ноябре к работе в литовской столице приступил небольшой офис, который вынудил огромную КНР обратить внимание на Литву.

Представительство Тайваня расположилось в обыкновенном бизнес-центре в Вильнюсе. По сути, это обычный небольшой офис, представительство совсем не похоже на солидное посольство. Но значение здесь имеет именно название – китайская сторона не раз предлагала литовской его изменить. Однако на табличке значится именно "представительство Тайваня", а в пресс-релизе указано, что офис будет заниматься еще и консульскими услугами. КНР обвинила Литву в нарушении договора о дипломатических отношениях между странами и ответила сначала отзывом посла из республики, а затем и понижением статуса отношений с Литвой до уровня поверенных в делах.

"Если литовская сторона не посмотрит в глаза реальности и не исправит свои ошибки, а вместо этого только продолжит уклонятся от собственной ответственности, то все это только ухудшит отношения между двумя странами. В результате именно Литва понесет больший ущерб", – заявил Ванг Венбин, представитель Министерства иностранных дел Китая.

Скандал с Китаем Литва затеяла одновременно с важными заявлениями из Вашингтона. За два дня до открытия представительства Тайваня в Вильнюсе, 16 ноября, президент Джо Байден объявил, что Вашингтон выступает против независимости Тайваня и привержен политике "единого Китая".

"Некоторые страны в Европе сопротивляются этому, преследуя свои национальные интересы, но такие страны, как Литва, этому не сопротивляются", – отметил Вадим Воловой.

Но дипломатические безрассудства небольшой республики могут обойтись дорого в прямом смысле. Китайская таможня удалила Литву из своей IТ-системы, фактически заблокировав весь литовский экспорт на китайский рынок.

"Китай решил не просто перекрыть торговлю с Литвой, но и сделать все для того, чтобы максимально усложнить экономические отношения компаний с Литвой. Мне кажется, это огромная проблема и провал внешней политики государства", – подчеркнул Вадим Воловой.

Пока остальное литовское правительство разбирается с двумя – китайским и белорусским – кризисами сразу, министр обороны Анусаускас посетил американский Остин. Там он встретился с главой Пентагона. Министр обороны США назвал Литву маяком демократии в регионе и примером для других союзников. И этот статус для Литвы, очевидно, дорого стоит.