Тема:

Болезнь Альцгеймера 6 месяцев назад

Спровоцировать болезнь Альцгеймера могут бактерии, попадающие в мозг из носа

Бактерии, попадающие в мозг из носа, вызывают в нём характерные для болезни Альцгеймера изменения.

Фото Raul Varzar/Unsplash.

Учёные давно исследуют возможную связь бактериальных инфекций и нейродегенеративных заболеваний и теперь получили ещё одно подтверждение этой гипотезы.

Исследователи из Австралии обнаружили, что патогенные бактерии могут проникать по периферическим нервам из носовой полости в мозг, вызывая там изменения, которые могут привести к болезни Альцгеймера.

Эта работа является ещё одним подтверждением гипотезы, согласно которой болезнь Альцгеймера может вызываться вирусными или бактериальными инфекциями.

Chlamydia pneumoniae — это распространённая бактерия, которая, как можно понять из её названия, является возбудителем пневмонии, а также ряда других респираторных заболеваний. Но, что особенно тревожно, эти бактерии также иногда встречаются в тканях мозга. Это указывает на то, что они могут вызывать и другие, менее очевидные проблемы.

В своей новой работе исследователи из Университета Гриффита и Технологического университета Квинсленда решили выяснить, как C. pneumoniae попадает в мозг и может ли она вызвать в нём какие-либо повреждения. Добавим, что у команды уже были идеи на счёт того, где может пролегать этот предполагаемый маршрут.

Эксперименты учёные проводили на мышах.

"Ранее в своей работе мы показали, что несколько различных видов бактерий могут быстро, в течение 24 часов, проникать в центральную нервную систему через периферические нервы, проходящие между носовой полостью и мозгом", – сообщила ведущий автор исследования Дженни Экберг (Jenny Ekberg) из Университета Гриффита.

В тестах на мышах команда обнаружила, что в течение 72 часов после попадания в нос C. pneumoniae может инфицировать обонятельный и тройничный нервы, а затем обонятельную луковицу — небольшую нервную структуру в переднем мозге, которая обрабатывает обонятельные сигналы. А отсюда уже "рукой подать" до остальных отделов мозга.

Но самое интересное, что обнаружили исследователи: после того как бактерии попадают в центральную нервную систему, они вызывают ряд изменений, связанных с болезнью Альцгеймера. В течение нескольких дней после "вторжения" в мозге начинали накапливаться отложения бета-амилоидных бляшек — отличительная черта заболевания. Через несколько недель команда обнаружила у грызунов нарушения в работе нескольких генов, связанных с болезнью Альцгеймера.

Ранее учёные подозревали в "содействии" болезни Альцгеймера обычный вирус герпеса. Также предсказать болезнь Альцгеймера может дисбаланс бактерий ротовой полости, особенно увеличение числа тех, которые вызывают заболевания дёсен.

Авторы работы отмечают, что одних бактерий может быть недостаточно, чтобы вызвать нейродегенеративное заболевание. Возможно, для этого требуется сочетание генетической предрасположенности и бактериальной инфекции. В этом исследователям предстоит разобраться в будущем.

Команда учёных считает, что новые способы борьбы с бактериями C. pneumoniae могут войти в список профилактических методов лечения болезни Альцгеймера.

Работа исследователей из Австралии была опубликована в издании Scientific Reports.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, что болезнью Альцгеймера можно "заразиться". Также мы писали о том, почему Альцгеймер "любит" женщин больше, чем мужчин. Кроме того, учёные сообщали, что развитию болезни Альцгеймера может способствовать перенесённый COVID-19.

Рассказывали мы и о способе прогнозирования риска болезни Альцгеймера с помощью виртуальной реальности. Кроме того, мы писали о том, что спасти от болезней Паркинсона и Альцгеймера может стимуляция обонятельного нерва.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".