В разработке основных направлений деятельности музея участвовали крупнейшие ученые страны. О формировании коллекций расскажет Дмитрий Ясковский.

Музей этнографии вырос из этнографического отдела Русского музея, задумал это еще император Александр III, осуществил его волю Николай II. Коллекцию музея пополняли в основном этнографические экспедиции. Только в отделе народов Сибири и Крайнего Cевера – он появился самым первым – 60 тысяч единиц хранения.

"Шаманский чум. У нас около шестидесяти шаманских костюмов. Они собирались непосредственно в среде, и даже некоторые шаманы – когда Макаренко собирал – они говорили: если русскому царю нужно – мы отдадим", – рассказала заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (РЭМ) Валентина Горбачева.

Коллекцию пополняли и так называемые корреспонденты. В основном это были провинциальные учителя, почтовые служащие, земские врачи – люди неравнодушные к судьбе народа, среди которого они жили. Музей этнографии рассылал каждому такому добровольному помощнику специальные инструкции – как правильно собирать и хранить этнографические материалы.

"Поселения, постройки, жилища, одежда и украшения, техника в народном быту, пища и напитки, занятия и промыслы, семейный быт, суеверия и гадания, народная медицина. То есть все те разделы, которые нужны при изучении этнографическом", — отметила заведующая отделом книжного фонда РЭМ Светлана Иванова.

Собрать редкости – это полдела. Находки важно было изучить, систематизировать и сохранить. Но главная забота – сохранить не только предметы, но и интерес к ним у современников. Если во многих странах национальная культура всегда была в почете, ремесла поддерживались государством, то в Советском Союзе были времена, когда крестьянскую культуру планомерно уничтожали.

"Это, конечно, удивительное противоречие: чем больше в тебе традиционной народной культуры, тем менее ты культурный человек", – сказал заведующий отделом этнографии русского народа РЭМ Дмитрий Баранов.

Как и многие мировые музеи, этот имеет особую кладовую. В ней хранятся подарки, сделанные иностранными посланниками русским царям, но самые ценные экспонаты – все же этнографические редкости. Например, редчайший экземпляр – туркменская сабля.

"Туркмены имели прекрасное воинство, замечательное оружие, но они с ним не расставались. И это большая редкость – получение в экспедиции вот этого предмета. Мы очень гордимся, что в нашей коллекции есть туркменская сабля", – отметила хранитель Особой кладовой РЭМ Елизавета Нератова.

Если говорить образно, взгляды музейных работников обращены в прошлое, но при этом они стараются показать нашим современникам их место в национальной культуре. Без живого интереса к своим корням редкое собрание превратится в склад забытых вещей.

"Чтобы жить как культурная институция, музей должен быть современным, он должен быть интересным современной аудитории, а для этого он должен постоянно меняться. Музей все время думает о том, как совершенствовать экспозиционные, образовательные практики, чтобы не отстать", – заявила заместитель директора по научной и экспозиционной деятельности РЭМ Елена Герасименко.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.