Хану выразили недоверие и заменили обвиняемым в кумовстве Шарифом


AP

В Пакистане складывается непростая политическая обстановка. Парламент выбрал нового премьера. Им стал лидер Пакистанской мусульманской лиги Шехбаз Шариф. Прежнего министра Имрана Хана отстранили от поста премьера по итогам вотума недоверия.

В Пакистане политический кризис. Парламент отправил в отставку прошлого главу правительства Имрана Хана и избрал нового премьера, лидера оппозиции Шехбаза Шарифа. При этом Хан считает свое отстранение от власти незаконным. Его партия вышла из состава Национального собрания, а сотни тысяч сторонников бывшего премьера вышли на улицы.

"Мы объявляем, что все уходим в отставку!", — заявил кандидат в премьер-министры Пакистана от партии "Движение за справедливость" Шах Махмуд Куреши.

Перед началом голосования по кандидатуре нового премьер-министра в парламенте Пакистана депутаты от ранее правящей партии "Движения за справедливость" демонстративно покинули зал заседания. Исход голосования в полупустом помещении был предрешен.

Премьером стал лидер Пакистанской мусульманской лиги, 70-летний Шехбаз Шариф. Оппоненты обвиняют его в кумовстве. Шехбаз — младший брат Наваза Шарифа, который трижды был премьером страны и в итоге ненадолго попал в тюрьму за превышение должностных полномочий. Объявляя имена кандидатов в нынешние премьеры, временный спикер парламента, представитель Пакистанской мусульманской лиги, даже назвал Наваза Шарифа.

— Я прошу прощения у господина Шехбаза. Просто имя Наваз навсегда остается в моем сердце.

Есть почва и для обвинений нового премьера в коррупции. 23 объекта недвижимости Шехбаза Шарифа находятся под арестом по делу об отмывании денег. Шехбаз провел в СИЗО более полугода, но потом суд отпустил его под залог. Эта мера сегодня была продлена, чтобы политик смог стать премьером.

"Впервые в истории Пакистана парламент смог выразить вотум недоверия действующему премьеру и отправить его в отставку. Добро взяло верх над злом. Я благодарю Аллаха за то, что он спас Пакистан", — заявил избранный премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф.

Политический кризис в Пакистане похож на многосерийный триллер. 8 марта оппозиция заявила, что правящий альянс лишился большинства и потребовала голосовать по вотуму недоверия премьер-министру Имрану Хану. Конституция предписывает сделать это в течение двух недель. Однако вопрос отложили. Сначала из-за встречи глав МИД Организации исламского сотрудничества, затем из-за смерти одного из депутатов.

На заседании 3 апреля вице-спикер парламента внезапно снял голосование с повестки дня. Президент по совету Имрана Хана тут же объявил о роспуске Национального собрания, но Верховный суд Пакистана встал на сторону оппозиции и отменил указ.

9 апреля парламент вынес вотум недоверия премьеру с перевесом всего в два депутатских голоса. Имран Хан назвал происходящее "иностранным заговором", устроенным США.

"Хочу сказать моему народу, особенно молодежи: вам надо спасаться от иностранных планов по вмешательству в дела нашей страны. Вам надо спасать будущее ваших детей. Вам надо противостоять всему этому. Никто из-за границы не сделает это за вас".

После этого на улицы пакистанских городов вышли десятки тысяч сторонников Имрана Хана.

— Мы хотим обратиться ко всему миру. Демократией здесь и не пахнет! Неужели американцы думают, что нас можно купить? Этому не бывать!

— Законное правительство Пакистана лишилось власти благодаря вмешательству со стороны США. Суд им помог. Нам опять навязывают старых воров и коррупционеров, которые правили нами при президенте Первезе Мушаррафе.

Госдепартамент США поспешил объявить, что Вашингтон не вмешивался и не собирается вмешиваться в дела Пакистана. Российские эксперты сомневаются.

"Безусловно, независимая политика Пакистана, в том числе на международной арене, его тесное сближение с Китаем и, можно сказать, нейтральная, независимая позиция по ситуации между Россией и Украиной, вызвала недовольство и на Западе тоже. Безусловно, здесь свою роль сыграли и внешние силы", — прокомментировал доцент Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Борис Волхонский.

Оппозиция Пакистана утверждает, что внешнее вмешательство ни при чем. Просто Хан, бывшая звезда крикета, якобы не смог справиться с экономическим кризисом.

Курс пакистанской рупии к доллару за месяц упал в десять раз. Инфляция превысила 12 процентов. В то же время новый премьер-министр Шехбаз Шариф заявил: решающее значение для Пакистана имеют хорошие отношения с США.

"По текущей ситуации мы, скорее всего, увидим ухудшение позиций для России. В долгосрочной перспективе все равно любая политическая сила в Пакистане понимает, что мир меняется, что в мире перестает действовать диктат одной силы, а именно Соединенных Штатов. Курс на развитие рабочих отношений, не обязательно дружественных, со всеми странами евразийского региона, безусловно, сохранится", — отметил Борис Волхонский.

Сторонники Имрана Хана после массовой отставки депутатов от его партии теперь требуют досрочных парламентских выборов. Решающее значение, как и всегда в Пакистане, будет иметь мнение армии. Военное командование пока официально соблюдает нейтралитет.