Головоломка для архитекторов, историков и химиков

В России историю хорошо помнят. В том числе и для того, чтобы её помнили следующие поколения, в Москве и начинают реставрировать Юсуповский дворец. Некоторые его тайны на этой неделе были открыты прямо на глазах.

В Москве начинается первая почти за полтора столетия масштабная реставрация одной из самых старых построек города – Юсуповского дворца. Палаты, стены которых помнят ещё Ивана Грозного, пытались ремонтировать и в советское время, и в начале 2000-х, но всё это приводило лишь к тому, что здание ещё больше утрачивало свой первоначальный вид, а главное – вот этот неповторимый дух пятисот лет русской истории.

В этом году вышло ещё и переиздание мемуаров последнего владельца дворца – князя Феликса Юсупова. Потомок ногайских ханов, один из самых ярких и неоднозначных представителей русской аристократии начала ХХ века, он сполна испил всю чашу испытаний и горестей, которые выпали на её долю.

В нескольких местах на первом этаже дворца специалисты сделали раскопы. Изучают состояние фундамента. Уже понятно – она гораздо старше, чем предполагали раньше. А здесь, под полом, возможно даже есть подземный ход.

Свет, он не преломляется, ни во что не упирается. А внизу нет ни песка, ни песчаной подушки – ничего. То есть, как бы, идёт монолитная перевязка под фундамент. То есть, есть предположения, что там пустота.

И такие находки – каждый день: кости животных, металлические предметы. К какому периоду они относятся, только предстоит выяснить. Серьёзных научных исследований во дворце Юсуповых до этого не проводили. Более того — старинный особняк вообще едва не погиб. В 2005 году он был продан в частные руки. Здесь устраивали банкеты и даже пытались сделать баню.

"При помощи поддержки Правительства объект был передан в государственную собственность и на данный момент, мы, АУПИК выступаем в роли заказчика", – поясняет Алексей Меньшов, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, заказчик.

Юсуповым дворец принадлежал с середины восемнадцатого века. После революции 1917 года семья бежала из России, оставив здесь всё. В своих парижских мемуарах князь Феликс Юсупов, описывая настроения эмигрантов, цитировал своего однокашника по Оксфорду – британца Сетона Гордона:

"Многие бросили родные дома и бежали на чужбину. Родилась Россия новая, какая – не мне судить. Русская знать рассеяна по всему миру. Но любовь к отчизне живёт в сердцах изгнанников – и князей, и крестьян, – и, хоть не суждено им вернуться на родину никогда, душа их останется в России вечно".

Уже в наше время, чтобы вернуть в собственность государства палаты Юсуповых, потребовалось 10 лет. Всё это время шли суды – по признанию факта продажи незаконным. Сейчас здание передали Музею-усадьбе "Архангельское".

"Огромный и очень такой правильный труд, когда возвращается в исторический оборот такого рода культурные объекты. Сейчас проводится полная научная реставрация. Изучение данного объекта. Мы смотрим, как это здание было построено, какая история строительства здания. В конечном итоге мы разбираем всю родословную этого строения", – рассказывает Вадим Задорожный.

Дворец много раз перестраивали. То, что мы видим сейчас – итог реставрации 19-го века, которую затеяла Зинаида Николаевна Юсупова. Княгиня ни на что не жалела денег – интерьеры даже для того времени были роскошными. В своих мемуарах её сын Феликс не раз вспоминает о московском доме.

"Московский наш дом хранил отпечаток эпохи. Широкие сводчатые залы. Мебель 16-го века. Богатая узорчатая утварь. Принцы-европейцы клялись, что ничего пышнее не видали".

Известно, что перестройку палат начал архитектор Померанцев, а заканчивал – Николай Султанов. Изразцовые печи тоже собраны по рисункам Султанова.

Специалистам удалось найти в архивах все планы перестроек здания начиная с 18-го века. И вот важное открытие – дворец, который мы привыкли видеть красным, был совершенно другого цвета.

"Подтверждается, что изначально цветовое решение этого объекта было совершенно другим, чем мы сейчас видим. Он был явно не красным. Бирюзового цвета. Аналогом такого цветового решения послужил Потешный дворец в Московском Кремле", – утверждает Алексей Сундиев, главный архитектор Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Неожиданности ждали реставраторов и в интерьерах. Стены знаменитого Тронного зала при Юсуповых, как оказалось, были обиты бархатом.

"В своё время здесь висел портрет Петра Первого, насколько я понимаю, и именно здесь, в этом месте, мы нашли вот этот вот маленький кусочек подлинной обивки стен, того самого бархата", – отмечает Алексей Сундиев, главный архитектор Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Сам портрет Петра Первого, как и ещё три больших картины, уже увезли в "Архангельское" на реставрацию. Имя художника не известно, удалось прочитать только фамилию – Соколов. На полотне осыпалась краска, а сам холст – деформирован. На поверхность нанесена профилактическая заклейка, состоящая из папиросной бумаги, пропитанной осетровым клеем.

Уникальные деревянные резные рамы тоже сейчас спасают. Они пострадали ещё больше. Потерь как минимум – 20 процентов.

"Называется "Шишка хмеля" элемент. Он отсутствует здесь, но присутствует в другом месте, вот она сохранная. Она, собственно, и была донором", – показывает Дмитрий Синельников, реставратор.

Работ, особенно в самом особняке, предстоит много. Реставрация займёт, как минимум, года четыре. Для историков, архитекторов и даже химиков – дворец – настоящая головоломка, которую они разгадывают прямо сейчас.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.