Вещества из грунта Рюгу указали на возможную жизнь в космосе

Снимок астероида Рюгу, сделанный с расстояния шести километров.

Фото ISAS-JAXA.

Слева: фото грунта с астероида Рюгу. Справа: увеличенное с помощью электронного микроскопа изображение структуры одного из фрагментов.

Иллюстрация JAXA/Yokoyama et al.

Снимок астероида Рюгу, сделанный с расстояния шести километров.
Породы, из которых состоит астероид, сформировались примерно тогда же, когда возникла Солнечная система. И в их составе обнаружилось немало "кирпичиков", из которых можно построить живой организм!

Учёные впервые нашли "строительные блоки" жизни на астероиде, который никогда не контактировал с Землёй. То есть фактически в космосе существует необходимый "инструментарий" для создания жизни.

Более 20 аминокислот обнаружили японские исследователи в образцах породы, собранных на астероиде Рюгу, который находится на расстоянии более 320 миллионов километров от Земли.

Мы много писали об уникальной миссии Японского агентства аэрокосмических исследований к этому космическому камню.

Аппарат "Хаябуса-2" сбросил на поверхность Рюгу первые роверы в 2018 году. В 2019 году сам зонд "Хаябуса-2" опустился на астероид, предварительно сделав в нём большую воронку.

Последнее было подготовкой к основной задаче миссии — собрать пробы астероидного грунта, которые не взаимодействовали с космической средой и солнечными лучами. Почему учёным нужны были именно "глубокие" породы? Эти пробы должны быть максимально близки по составу к веществу, из которого когда-то образовалась Солнечная система.

Затем космический аппарат совершил первый в мире старт с астероида, чтобы вернуть образцы на Землю. Всего зонд собрал 5,4 грамма вещества грунта с поверхности и из недр Рюгу.

Изучив результаты "обстрела" астероида, учёные сделали вывод, что Рюгу состоит не из одного большого валуна, а из множества мелких камней, "слипшихся" после столкновения двух крупных небесных тел.

Это космическое ДТП произошло около девяти миллионов лет назад, что совсем недавно по астрономическим меркам.

Почему японские учёные выбрали именно Рюгу? Этот астероид является углеродсодержащим астероидом, или астероидом типа С. Это было установлено с помощью анализа излучения, отраженного от его поверхности.

Таким образом, Рюгу содержит большое количество богатого углеродом органического вещества. Более того, большая его часть, вероятно, возникла из той же туманности, которая породила Солнце и планеты Солнечной системы примерно 4,6 миллиарда лет назад.

Предыдущий анализ образцов также показал, что на астероиде когда-то была вода.

Учёные обнаружили, что чёрный как смоль астероид отражает только 2-3% падающего на него света. Эта особенность добавляет уверенности в том, что химический состав его грунта близок к тому, каким он был на заре существования Солнечной системы.

Тогда, около 4,5 миллиарда лет назад, на месте нашей планетной системы существовало только гигантское вращающееся облако газа и пыли. Исследователи считают, что большая часть этого газа сместилась в центр и сформировала звезду, известную сегодня как Солнце.

По мере того как остатки этого газа "сплющивались" в диск и охлаждались, он превращался в камни, которые до сих пор дрейфуют по Солнечной системе. И, похоже, Рюгу может быть одним из них.

Исследователи выявили в образцах астероидного грунта различные пребиотические ("предшествующие жизни") органические соединения, в том числе протеиногенные аминокислоты, полициклические ароматические углеводороды, похожие на земную нефть, и различные соединения азота.

Первоначально анализ образцов выявил 10 типов аминокислот, но теперь, по данным Министерства образования Японии, их число увеличилось до более чем 20.

Напомним, что аминокислоты являются фундаментальными строительными блоками всех белков. Белки же являются своего рода кирпичами, из которых строятся клетки. Присутствие аминокислот — необходимое условие существования жизни на нашей планете.

Обнаруженные пребиотические органические молекулы могут распространяться по всей Солнечной системе, например, в виде межпланетной пыли, сбитой с поверхности Рюгу в результате удара.

Учёные уже не раз находили в метеоритах, упавших на поверхность Земли, органические молекулы, включая сахара и внеземные белки.

Эти находки повышают вероятность того, что некоторые, если не все молекулы, необходимые для построения жизни, появились впервые не на Земле, а на кометах и ​​астероидах.

Открытия, сделанные на Рюгу, ещё больше укрепляют учёных в мысли, что астероиды несут такие молекулы.

Это означает, что аминокислоты теоретически можно найти и на других планетах и их ​​естественных спутниках — а это увеличивает гипотетическое количество мест во Вселенной, где могла зародиться жизнь, считают авторы работы.

Сейчас исследователи продолжают анализировать образцы, собранные миссией на Рюгу, и вскоре появятся дополнительные данные о формировании астероида и его составе.

Последняя работа опубликована в научном издании Science.

Ранее мы рассказывали о том, что в 2020 году космический корабль НАСА OSIRIS-REx собрал образец горной породы с другого астероида — Бенну.

Ожидается, что образец прибудет на Землю в 2023 году. Его состав может дать учёным больше важных подсказок об эволюции Солнечной системы и веществ в ней, а также о том, как из них возникла жизнь.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.