Умные и интересные машины: детища "Уралвагонзавода"

Нижний Тагил отмечает 300 лет со дня основания. Город славится танками и металлом.

Нижний Тагил, второй по величине город Свердловской области, в эти выходные празднует 300 лет со дня основания. Крупнейший в стране металлургический центр. В годы Великой Отечественной труженики Тагила поставили на фронт около 30 тысяч танков Т-34.

Здесь нет выходных и простоя. Даже сегодня "Уралвагонзавод" работает в полную мощность, готовя к отправке очередной эшелон танков Т-90М "Прорыв". Боеспособность и ходовые качества испытывают тут же, на собственном полигоне. Без проверки ни одна машина в войска не допускается. Разработка Т-90М началась в начале 2010-х, а уже в начале 2021 года машина пошла в серийное производство.

"Цикл составляет 18 месяцев, это от брони до конца изготовления. "Девяностик" – это та же самая "Армата", такая же умная и интересная машина", – рассказывает Владимир Стоянов, начальник механосборочного производства "Уралвагонзавода".

А вот сборку той самой "Арматы" мы показать, к сожалению, уже не можем, работа в цехе идет в условиях строжайшей секретности. И понятно, почему: электроника этой машины способна самостоятельно обнаруживать цели и связываться с артиллерией и ПВО. При этом экипаж находится в максимальной безопасности.

"На арматовских машинах экипаж изолирован от боекомплекта, находится в своеобразной капсуле. Это повышает уровень его выживаемости на современном поле боя с учетом применения современных средств поражения", – пояснил Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения "Уралвагонзавода".

За 80 лет "Уралвагонзавод" выпустил не одно семейство уникальных машин. Т-55, к примеру, имел противоатомную защиту на случай бомбардировки, а Т-72 получил автомат заряжания. Первыми же танками завода стали легендарные "тридцатьчетверки".

Современную историю УВЗ отсчитывают от начала Великой Отечественной войны, когда на Урал из Харькова эвакуировали танкостроительные предприятия. Заводу, который до этого занимался лишь производством железнодорожных вагонов, пришлось срочно вставать на новые рельсы и осваивать создание принципиально новой для себя техники. За годы войны танков Т-34 завод произвел рекордное количество – 25 тысяч единиц. Тестировали машины и под палящим солнцем, и в лютые морозы. Одним из испытателей был Михаил Болтинов. О его работе своим детям сегодня рассказывает внук Павел – тоже испытатель, только уже "Арматы".

"Прорыв" и "Армата" сегодня – главные детища "Уралвагонзавода". Эшелоны с Т-90М отправляются в войска один за другим. В каждой машине – рисунки детей со всего города – для танкистов как напоминание о доме. Эту добрую традицию придумали сами заводчане.

Славится Тагил не только танками, но и металлом. Первый завод 300 лет назад здесь заложили промышленники Демидовы. Старинные артефакты, в том числе времен Демидовых, в современном Нижнем Тагиле хранят с особой гордостью и уважением. К примеру, этот железоделательный завод, там сейчас проводится множество экскурсий и мастер-классов. Поддерживают в рабочем состоянии и первую городскую плотину.

Здесь же построили первый в России паровоз и железную дорогу. Это достижение навсегда будет связано с фамилией отца и сына Черепановых. А одним из главных успехов уже современных строителей стал новый мост через Тагильский пруд. Мост назвали Луганским в честь города-побратима. Со столицей ЛНР Тагил породнился в мае этого года. Уральский город направит в молодую республику школьных учителей и поможет с восстановлением машиностроительной отрасли. Луганский мост – свидетельство этой тесной связи.

Раньше, чтобы добраться с одного берега на другой, горожанам приходилось объезжать половину пруда – это полчаса по центральным проспектам через все пробки и светофоры. Новый мост это время сокращает в 20 раз, а благодаря перенаправленным потокам машин разгружается и сам центр города.

"Этот мост – столетняя мечта тагильчан, первые изображения моста на Генплане видел в тридцатые годы, и каждое упоминание, что мы открываем движение сегодня и в перспективе сдаем мост, оно вызывает бурю аплодисментов", – отметил Владислав Пинаев, глава Нижнего Тагила.

Ближе к ночи на мосту начинается световое шоу. Путепровод превращается в электронное панно, переливающееся всеми цветами.

Становится город и объектом вдохновения создателей развлекательных видео. Только если раньше Нижний Тагил ассоциировался с приключениями двух бесшабашных персонажей из шоу "Наша Russia", то теперь в ходу иные мемы и иные сюжеты. Одно остается неизменным – Тагил даже в свои 300 по-прежнему рулит.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.