Вопрос сохранности музея и на Иркутском полигоне ТБО сейчас стоит как нельзя остро. Федеральный Роспотребнадзор выявил нарушения, устранить которые можно лишь переносом экспонатов на другое место. А их несколько десятков тысяч. Павел Марчуков разбирался в теме.

Только размерами и материалами отличается эта "Родина-мать" от оригинала. Копию монумента, который стоит на Мамаевом кургане в Волгограде, создали работники "Музея на свалке". Все детали получились отчетливыми — даже мимика. Ваяли все по вечерам.

"Там разный материал. Сам скелет сделан из кусочков арматуры. Потом наваривались специальные лопатки для удержания материала, который мы потом наносили сверху. Применяется и смола эпоксидная. И разнообразная ветошь, и гипс, и алебастр", — говорит директор "Музея на свалке" Александр Расторгуев.

После "Родины-матери" вылепили копии и других монументов, посвященных Великой Отечественной войне. Этим залом особенно гордится директор музея Александр Расторгуев. Каждый предмет здесь посвящен сражениям. Причем большую часть экземпляров нашли на мусорном полигоне. В том числе оригинальный китель времен Первой мировой войны.

"Я видел, я понимал, что это нужно каким-то образом приводить в порядок. Сначала это складировалось все какие-то месяцы. Потом были определенные полочки, потом комната, потом здание небольшое и до такого масштаба, что мы на сегодняшний день уже строим зал почти три с половиной тысячи квадратных метров", — говорит директор "Музея на свалке" Александр Расторгуев.

Количество экспонатов в музее Александра Расторгуева измеряется десятками тысяч. На улице, например, он воссоздал поле боя Второй мировой войны с танками, самолетами и другой техникой. Все это использовали во время различных реконструкций и даже съемок фильмов.

"На территории полигона помимо богатой экспозиции есть и специализированный полигон, где тренируются воспитанники различных патриотических организаций и даже бойцы спецподразделений", — говорит корреспондент Павел Марчуков.

Еще одно сражение — правда, уже за сам музей — развернулось сейчас в кабинетах властей. По информации от вице-мэра Иркутска, федеральный Роспотребнадзор передал документы, доказывающие, что есть нарушения. Об этом Дмитрий Ружников рассказал на заседании координационного патриотического совета при Заксобрании региона.

"Нарушения следующие — это СанПин санитарно-защитной зоны, 500 метров она стоит. Да, мы ее не ставим. Но фактически, если мы ее поставим, то вопрос нужно решать совсем по-другому. И полигон находится в этой предельной зоне. Соответственно, там запрещено размещение музея, никакой рекреационной зоны делать нельзя", — говорит вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников.

По словам Дмитрия Ружникова, администрация предлагала директору музея купить другие участки и провести коммуникации. На это у Александра Расторгуева денег нет. Да и экспонаты переезд вряд ли переживут.

"Ну как переехать? Просто взять, вывезти в поле и выкинуть? Дальше-то что? Понятно, если бы там был один танк и два чемодана. Вопросов нет. Взяли и пошли. А столько всего. Как это?", — говорит директор "Музея на свалке" Александр Расторгуев.

Экспозицию музея формировали на протяжении 15 лет. Поэтому сохранить ее намерена рабочая группа, в которую войдут в том числе представители областной власти. Между тем официальных документов о прекращении деятельности "Музея на свалке" Александр Расторгуев не получал.