319 миллионов лет: обнаружен древнейший мозг позвоночного животного

Так могла выглядеть лучепёрая рыба, жившая 319 миллионов лет назад. Её окаменелость сохранила самый ранний окаменелый мозг позвоночного животного.

Иллюстрация Márcio L. Castro.

Череп рыбы с сравнении с монетой номиналом 1 цент США. Рыба "смотрит" направо.

Фото Jeremy Marble/ University of Michigan News.

Череп рыбы с сравнении с монетой номиналом 1 цент США. Рыба "смотрит" направо.
Прекрасно сохранившийся мозг древней рыбы обнаружили с помощью компьютерной томографии.

Более века назад в угольной шахте в британском Ланкашире была найдена малопримечательная на первый взгляд окаменелость вымершей рыбы.

Она была впервые научно описана в 1925 году. Возраст находки составляет 319 миллионов лет.

Но недавняя компьютерная томография черепа этой окаменелой рыбы выявила нечто выдающееся: древнейший пример хорошо сохранившегося мозга позвоночного животного.

Эта рыба – единственный известный представитель вида Coccocephalus wildi класса лучепёрых рыб.

Исследователи могли применять только неразрушающие (неинвазивные) методы её изучения, чтобы не потерять уникальный экземпляр.

C. wildi могла питаться мелкими ракообразными, водными насекомыми и головоногими моллюсками – к ним относятся современные кальмары, осьминоги и каракатицы.

Мозг и черепные нервы древней рыбы имеют длину около 2,5 сантиметра. Хотя был обнаружен только череп C. wildi, учёные считают, что рыба могла достигать в длину от 15 до 20 сантиметров.

Сравнение с современными рыбами показало, что мозг "коккоцефала" больше всего похож на мозг осетровых и веслоносовых рыб. Их нередко называют "примитивными" рыбами, потому что они генетически отделились от всех других ныне живущих лучепёрых рыб более 300 миллионов лет назад.

У лучепёрых рыб позвоночник и плавники поддерживаются костными стержнями, известными как лучи.

Существует около 30 тысяч видов лучепёрых рыб. На их долю приходится около половины всех видов позвоночных животных.

Другая половина разделена между наземными позвоночными — птицами, млекопитающими, рептилиями и амфибиями — и менее разнообразными группами рыб, такими как бесчелюстные (миноги) и хрящевые рыбы (акулы и скаты).

Новое исследование было опубликовано в издании Nature.

Ранее мы рассказывали о древнейшем мозге динозавра, а также о том, что сердце и сосуды креветок почти не изменились за сотни миллионов лет эволюции.

Больше важных и интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Научпоп" на медиаплатформе "Смотрим".