МЧС провело экстремальные учения "Безопасная Арктика"

На этой неделе завершились двухнедельные учения МЧС "Безопасная Арктика-2023". Учения проходили сразу в 9 регионах арктической зоны России. Спасатели отработали 16 сценариев ликвидации чрезвычайных ситуаций и более 100 опытно-исследовательских задач. Оценивалась готовность сил МЧС к действиям в условиях экстремального климата и труднодоступной местности.

Однозначно лютая история и в прямом, и в переносным смысле этого слова. 1700 километров по арктической зоне России, 650 из которых – по полному бездорожью. Техника ломалась, люди нет. Костяк этой команды я знаю давно: еще до службы в МЧС эти парни в составе спецназа Росгвардии участвовали в нескольких арктических учениях. Их марш-бросок по Арктике на снегоходах протяженностью 2000 километров – никем не покоренный рекорд.

Родом из российского спецназа, они с первого дня принимали участие в специальной военной операции. Я видел их в деле – с ними, как за стеной. Волею судьбы теперь они вошли в состав российских спасателей.

"Нам неважно, какая плотность населения в том или ином квадрате или регионе. Нам важен каждый человек. Мы придем на помощь каждому человеку и придем вовремя, несмотря ни на грозы, ветер, Арктику, холод или какие-то другие вводные. Здесь, в Арктике, кроме, как по-честному, работу по-другому выполнять не получится, потому что Арктика ошибок не прощает. Арктика не злая, Арктика настоящая. Она настоящая для тех, кто в ней живет, для тех, кто любит ее по-настоящему. А, конечно, для гостей, для пришельцев, она будет злая. Но только не для нас", – говорит советник главы МЧС России Даниил Мартынов.

12 суток в пути. За это время спасатели испытали новую технику, новую одежду, новые средства связи. Все без исключения российского производства, и все выдержало суровый тест. Кстати, часть маршрута, протестировав несколько автомобилей, за рулем проехал и сам глава МЧС. За этими учениями невозможно наблюдать в бинокль с трибуны. Хочешь понять, что делается, – участвуешь сам или принимаешь короткие доклады по спутниковому телефону.

Задач было много. Выполнено все и даже больше. Арктика внесла коррективы – спасатели столкнулись с реальными чрезвычайными ситуациями. Несколько раз пришлось вызволять из снежного плена большегрузные машины. В этих условиях можно точно сказать, что жизни водителей спасены.

Вслед за парашютистами с борта "Ильюшина" десантировали технику и мобильный госпиталь. Компактный медицинский центр был готов к приему пациентов в течение часа. Не подмосковный полигон, арктическая пустыня с глубоким снегом, в сильнейший мороз, в сотнях километров от любой цивилизации. Непонятно, где грань между учениями и реальной работой.

В каждом вахтенном поселке, в каждом населенном пункте, конвой МЧС встречали буквально все. Уставшие после изнурительных переходов спасатели находили в себе силы не только для общения с людьми. Показывали, как работает аварийно-спасательная техника, проводили курсы безопасности. Не в классах, без слайдов и презентаций. Температура воды – +4 градуса. На сотруднике МЧС обычная одежда.

Никакой игры, все реально, на глазах у всех. Время идет на секунды.

Финальная фаза учений – работа для самых опытных пилотов мира. Борт МЧС России касается полосы, которую не эксплуатировали 36 лет, с 1987 года. Исторический момент. На моих глазах был проверен новый воздушный маршрут на Северный полюс. Теперь мы можем спокойно обойтись без аэродрома подскока Шпицберген, закрытого из-за санкции для российской авиации.

Регулярного воздушного сообщения здесь, конечно же, нет, и очень зря. Вполне мог бы стать этот остров туристической Меккой для экстремалов. Сейчас здесь полярный день. Посмотрите, какая бесконечная белая простыня уходит в ту сторону, где заканчивается ВПП. Остров Николая II, странным образом продолжающий носить свое неисторическое название Большевик. Под нами сейчас – русская земля. А дальше – наша, русская Арктика.

Аэродром на арктическом острове Большевик, на мысе Баранова, старались поддерживать в рабочем состоянии для вертолетов. Но к посадке первого борта подготовка была особенной. За несколько дней до нашего прибытия сюда десантировали группу спасателей, технику и водителей.

"Кинули 2 трактора, туда же прыгнули трактористы. То есть этих ребят-трактористов, у которых там 5 прыжков в жизни. Все на Северный полюс, и все в тандеме. После чего трактористы начинают чистить взлетные полосы. Мы им помогаем, конечно же. Взлетная полоса готова, и вот борт Ан-74 прилетает и привозит. Конечно, труд титанический. То, что мы делаем, – большое дело ради Родины нашей. Кроме нас никто это делать не может", – рассказывает спасатель международного класса вертолетного отряда МЧС России Корольков Григорий.

На вертолетах только меняли вахты научных сотрудников и доставляли ограниченное количество грузов. Теперь полоса заработает. Привезти можно будет больше. Скоро начнется строительство спасательного центра в Арктике.

"Мы к 2026 году хотим выйти на 4 центра, оборудованных вертолетами Ми-38 с радиусом действия 800 километров, которые, с использованием ледоколов атомфлота проекта 22220, способны увеличить свой радиус, благодаря дозаправке после приземления на борт. Действительно, мы способны перекрыть всю Арктику. А кому оказывать здесь помощь, лучше нас ответят те, кто здесь живут: полярники, коренные народы арктического региона", – заявил директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Александр Бондар.

Арктика – всегда риск. На острове требовалась дозаправка, и цистерна с топливом не доехала до нашего самолета каких-то 300 метров. Вызволяли КамАЗ с помощью тяжелой техники и всей нашей немногочисленной команды, и с божьей помощью – с нами епископ Иаков. Человек, который по-настоящему "болеет" русским севером: многого раз был на полюсе, ходил на корабле Северным морским путем.

"Для нас, для русских людей, полюс – это символ нашего отечества. Мы все помним те времена, когда контурные карты были отмечены этим пунктиром, означавшим, что русская Арктика наша навсегда. Сейчас мы возвращаемся сюда. Мы возвратились – говорит Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

Представьте, нам больше не нужны ни визы, ни бесконечные бюрократические согласования с западными странами, чтобы добраться до "Барнео" – точки на самой макушке Земли, где работает наша высокоширотная арктическая экспедиция. Мы летим над Россией, над нашим океаном и его льдами. Дрейфующий ледовый лагерь, находящийся в шаге от полюса, уже работает. Большая часть оборудования все еще на Шпицбергене, но самое необходимое уже здесь. И ничто не помешает российским ученым продолжать изучение северных широт.

"Они думали, что мы сейчас уйдем отсюда, а мы не уйдем. Пусть они об этом не мечтают. Я, порой, смотрю: наши первопроходцы, как они на каких-то лодчонках сюда плыли, какие неимоверные преодолевали трудности. Взять и отдать? Такого не бывает. У русских такого нету", – заявил начальник технического отдела ледовой базы "Барнео" Олег Гордейчук.

До столицы нашей родины чуть меньше 4 тысяч километров. Географическая точка, где сходятся почти все меридианы. Почему говорю почти? Потому, что до Северного полюса нам еще лететь на вертолете.

От "Барнео" до заветной точки на карте, до Северного полюса, может доставить только вертолет. Здесь лед подвижен, весь в трещинах. Ми-8 садится не сразу – он зависает над льдом, едва коснувшись снежного покрова. Толщина льда – не более полутора метров, а сразу под ним четыре километра воды Северного Ледовитого океана. Один из членов экипажа с помощью бура проверяет толщину и плотность. Бур сухой – до воды не достал. Это почти гарантия того, что вертолет не провалится под воду. Можно сходить.

Абсолютно, конечно же, нехоженые места. Я думаю, что на тысячу километров здесь нет ни одной живой души. Покажу вам позже, как сходит с ума электронный компас моего телефона. Он не может найти север, потому что север вокруг нас. Это схождение всех меридианов. Это и есть та самая географическая точка, Северный полюс. И он наш.

Вот, что происходит на электронной карте телефона, когда ты стоишь на полюсе. Но радиобуй, включенный на льдине, показал точные координаты. В том месте, где ось вращения земли пытается проткнуть поверхность, мне выпала честь установить российский триколор.

Ради этих абсолютно прозрачных голубых рядов, ради этого удивительного хруста белоснежного снега под ногами, и ради ощущения того, что ты увидел, где он, край твоей огромной родины, сюда обязательно стоит ехать.

Послушайте, как звучит Северный полюс. Из-за аномальной акустики звук шагов по шапке земли может быть, и такое уже случалось, слышен за несколько километров. Полюс как будто тебе отвечает, при этом навсегда аккумулируя твой звук. Ты остаешься в памяти полюса.

Вертолет везет на ледовую базу "Барнео". Учения МЧС "Безопасная Арктика" можно считать завершенными. Остался один момент – взлет с ледового аэродрома на самолете. Длина полосы – 1100 метров. Впереди – океан. Права на ошибку нет. Колеса в воздухе. Борт МЧС набирает высоту.