Предвыборная кампания в Гагаузии показала раскол в молдавском обществе

В Кишиневе сторонники оппозиционной партии "Шор" вышли с протестами к зданию Конституционного суда. Там рассматривают запрос правительства о запрете на деятельность объединения. У суда уже собрались сотни человек. И это, несмотря на запрет на акции протеста, который утвердила на этой неделе правительственная комиссия по чрезвычайным ситуациям. На месте дежурит полиция, но демонстрантов пока не разгоняют. Сторонники партии "Шор" требуют отставки президента страны Майи Санду и парламента.

Оппозиция также обвиняет власти в попытке сорвать второй тур выборов главы Гагаузской автономии, который должен пройти в это воскресенье. Как идет к ним подготовка и в какой обстановке, передает Наталья Соловьева.

Гагаузия готовится ко второму туру выборов башкана – главы автономии. Из восьми кандидатов до финишной прямой добрались двое. В воскресенье, 14 мая, вновь голосование. Но даже эксперты не берутся предсказать, чем же закончится эта борьба.

По итогам первого тура разрыв между фаворитами минимальный. Евгения Гуцул от партии "Шор" опередила Григория Узуна, которого поддерживают социалисты, всего на 41 голос.

Эта предвыборная кампания стала отличной иллюстрацией политических процессов и непримиримого раскола в молдавском обществе. Наряду с Приднестровьем Гагаузия явно симпатизирует России. В то время как президент с румынским паспортом Майя Санду отчаянно тянет страну в Европейский Союз.

"Это связанно с представлением гагузов о том, что так они смогут сохранить свою идентичность очень уникальную – это тюркский православный народ – только при помощи России. И, конечно же, сейчас гагаузы голосуют, имея еще в виду и то, что нынешнее руководство Молдавии все-таки хочет молдавскую государственность окончательно разрушить и присоединить страну к Румынии. Вот это гагаузы воспринимают как наибольший вызов для себя", – отметил Дмитрий Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН.

У России и Гагаузии давние связи. Причем не только исторические. У Комрата тесные контакты с российскими регионами и значительная доля экспорта. Один из таких партнеров – Татарстан, сотрудничество с которым идет уже 25 лет, республика помогала жителям поставками медицинского оборудования, компьютеров для школ и даже музыкальных инструментов. Однако накануне первого тура выборов власти Молдавии не пустили в страну Рустама Минниханова. А после объявили персоной нон грата российского дипломата и запретили наблюдателям из России присутствовать на избирательных участках. Режим Санду увлекся поиском внутренних врагов и его не устраивают оба кандидата, намеренных и дальше развивать отношения с восточным соседом.

"В Гагаузской автономии в 2014 году прошел референдум, на котором народ Гагаузии – 98% – с рекордной явкой прошел этот референдум, высказался, чтобы Молдова развивалась в рамках Евразийского экономического пространства. А действующая власть ориентируется только на вхождение и сотрудничество с Европейским Союзом, т.е. дружим против кого-то с кем-то. Нас это не устраивает. Нам необходим диалог с РФ, дружеские отношения, стратегическое партнерство для того, чтобы и наш бизнес, и наша экономика развивалась", – считает Григорий Узун, кандидат на пост главы Гагаузии.

За обоими кандидатами стоят лидеры двух оппозиционных партий социалистов и "Шор". Последнюю вот-вот могут объявить вне закона. Сегодня этот вопрос рассматривается в Конституционном суде.

"Вне зависимости от решения Конституционного суда партия "Шор" продолжит существовать, работать и действовать. Мы заявили полгода назад, учитывая, что мы, партия "Шор", считаем, что режим в Молдове захвачен, мы не подчиняемся многим решениям, не подчинимся и этому. Будем работать и действовать в рамках тех проектов, которые были запланированы", – заявил Илан Шор, лидер партии "Шор".

Не исключено, что режим Санду попробует сорвать сами выборы. Подобное уже было в северном городе Бельцы полтора года назад, когда кандидата от оппозиции просто сняли во втором туре.

"Для власти уже все понятно с гагаузским регионом. Дружбы и особенно любви быть не может. Сложно сказать, что именно выберет нынешняя власть, но я не исключаю, что она пойдет на обострение отношений с гагаузами", – подчеркивает политолог Корнелиу Чуря.

Если бельцкий сценарий повторится, то Гагаузию ждут длительные повторные выборы. Вот только проблему Кишинева они, очевидно, не решат. В бунтарской автономии партия власти даже не решилась выставить своего кандидата, прекрасно понимая: на поддержку гагаузов она может не рассчитывать.