Бессменный директор Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Александровна Антонова, работавшая на этом посту более полувека, пошла на повышение. Теперь она президент музея.
Автор: Зинаида Курбатова
Она взлетает по лестнице музея - изящная, быстрая, одетая строго, со вкусом, с неизменной ниткой жемчуга. Каждая выставка, открытая Ириной Антоновой за 52 года правления, ей бесконечно интересна. У Антоновой не только колоссальные знания, но, что важнее, - страсть к изобразительному искусству. Она говорит о картинах прерафаэлитов, и сразу же вокруг возникает толпа слушателей. Редкая монография по искусству бывает так увлекательна.
От идеи - до людей, которые идут сюда нескончаемым потоком. Кто приходит на экспозицию, перед какими картинами задерживаются. Как происходит процесс обогащения искусством. Антонову интересует психология зрителей.
Заполучить прерафаэлитов, художников Британии конца XIX века было очень сложно. На них в очереди стоят годами лучшие музеи мира. Большинство работ из галереи "Тейт", что-то √ из частных коллекций. Антоновой удалось, это ее очередная победа, и очень своевременная.
Ирину Антонову отличает безошибочное чутье музейщика, она знает, что понравится публике в этот исторический момент. В случае с прерафаэлитами она знала, что у выставки будет колоссальный успех. И не только потому, что эти картины россияне прежде видели только в репродукциях. Но и потому, что, по словам Антоновой, люди устали от актуального искусства и всем хочется просто красоты.
Она готовилась к тому, чтобы уйти с поста директора, и сама остановилась на кандидатуре Марины Лошак ≈ известного московского галерейщика и куратора успешных проектов. В понедельник коллективу представили нового директора. Лошак говорит, что революций не будет, и она будет продолжать музейную политику Антоновой. И все равно весь музей обеспокоен. Бесстрастны только статуи в Итальянском дворике. Что бы ни было ≈ закончилась блистательная эпоха царствования Антоновой.
Она пришла в музей в апреле 1945. После радости Победы наступила мрачнейшая пора в жизни страны. Такое идеологическое давление трудно выдержать.
Сколько выставок было расформировано, переделано ≈ не счесть. Оглядываясь на все пережитые эпохи, Антонова остается человеком деятельным, созидающим. Она фанатично предана идее.
"А мне всегда было интересно в музее, откровенно говоря, ≈ говорит Ирина Антонова. ≈ Здесь застоя не было ни разу, никогда не было какого-то среднестатистического благополучия, когда все получается, все идет. Не было неинтересных периодов, все было".
Вернисаж ≈ это лишь вершина айсберга. За кадром остается сложнейшая работа, которая сочетает грамотный менеджмент и тончайшую дипломатию. Надо ведь уговаривать другие музеи и коллекционеров предоставить работы. Надо уметь обаять спонсоров. А в советское время ≈ бесстрашно и убедительно разговаривать с партийным начальством. На счету Антоновой и явление Джоконды в СССР, и легендарная экспозиция Москва-Париж, на которую в полном составе пришли члены Политбюро и Леонид Брежнев.
"Сам он был безмятежен и улыбчив, и очень доброжелателен. А вот, все, кто его окружали, буквально дрожали от ужаса, наверное, памятуя тигровый прыжок Никиты Сергеевича Хрущева в Манеже, что может случиться нечто подобное", ≈ вспоминает Ирина Александровна.
Она дружила со Святославом Рихтером и уговорила его проводить концерты в музейном пространстве. Так возникли знаменитые Декабрьские вечера, которые стали традицией.
До 11 июля Ирина Антонова останется в прежнем кабинете. Свою новую должность президента музея Антонова не считает почетной отставкой, она будет продолжать работать.
"Очень много осталось того, что я не успела сделать. Например, программа работы с третьим возрастом √ людьми, которые вышли на пенсию и имеют время обратиться к тому, к чему они были лишены возможности обратиться. Нужно помочь им в этом", ≈ отмечает Антонова.
Осталось много всего не воплощенного до конца. Прежде всего, это создание музейного городка на Волхонке. Антонова вложила массу сил в этот проект и теперь надеется помогать в его реализации новому директору Марине Лошак.













































































