5 апреля у себя на родине - на Алтае - захоронен Валерий Золотухин. Так завещал великий актер. Что тянуло туда его душу? Что за люди там живут сейчас?

Его жизненый путь заверишился на старом деревенском погосте, у стен церкви Покрова Пресвятой Богородицы. На прощание с Валерием Золотухиным собралось все село, артисты барнаульского театра, который долго опекал. Попрощаться с ним приехали из разных уголков большой страны.

Приток великой Оби - крошечная речка Исток, давшая название всему поселку. Она стала для Валерия Золотухина действительно началом всех начал. На ее берегах играл, будучи ребенком. Отсюда 50 лет назад уезжал на параходе в Москву, чтобы стать великим артистом, и сюда же много лет спустя вернулся. Получается, к своим истокам.

"Потому что природа. Потому что воля. Потому что рядом река", - вздыхает Людмила Белянова, жительница села Быстрый Исток.

Село Быстрый Исток - несколько сотен дворов в самом сердце Алтая. Это такая сибирская Кубань, где сеют пщеницу, растят скот, держат многочисленные пасеки. Свое хозяйство почти у каждого. Этим и живут.

Золотухин тоже завел корову - Марту. За четыре тысячи километров. Скучал по любимице, летал в перерывах.

"Не стал он москвичом. Я много встречался с ним в Москве. Он такой же, как и был. В нем как была крестьянская, деревенская жилка заложена, так она и осталась", - говорит друг Валерия Золотухина Виталий Кирьянов.

"Он - из народа. Из нашего народа. Простой мужик", - вздыхают местные жители.

А народ здесь издавна селился особый. Первопроходцами и первыми колонистами были казаки.

"Казаки первыми сюда приехали. Они были пограничниками. Казаки с Дона, с Кубани, с Терека. Наш род идет с Дона, с Вешинской станицы, где Шолхов писал "Тихий Дон", - рассказывает житель Быстрого Истока Владимир Евсин.

Переселенцы перенесли сюда аграрную культуру щедрого юга, и вот уже три столетия в районе выращивают нехарактерные для Сибири культуры: помидоры, дыни, огурцы, виноград, груши.

А еще казаки принесли на Алтай тягучие вольные песни.

"Он играл в "Бумбараше" на гармошке. Это работа Фомина - лаборанта нашего. Он его научил", - вспоминает школьный учитель Валерия Золотухина Елена Коковихина.

Тут сплелось все - и православие принесенное казаками, и буддизм из Монголии, и языческие верования шаманов, а главное - удивительной красоты пространства и двух свободы, которые столетиями формировали людей особого склада, поэтому тут, куда ни глянь, везде самородки.

В соседних Сростаках родился Шукшин, и рукой подать до родных мест поэта Рождественского, оружейника Калашникова. Видимо, и в самом деле земля здесь особенная, поэтому и родятся люди такого масштаба и духовной силы.

Золотухин завещал похоронить себя здесь, в родной алтайской земле, рядом с храмом, который сам и восстановил.