В историю Европы прошедшая неделя войдет как разрушительная. Все началось 16 марта. Тогда мир проснулся с новостью, что некая Еврогруппа поставила одной из стран Евросоюза ультиматум: либо ваши банки проводят конфискацию части вкладов, либо мы вам не помогаем. Это - про Кипр. Причем решение конфисковать подкреплялось идеологически - мол, у вас в кипрских банках - "грязные" российские деньги, и если так, то справедливо будет принудительно использовать их.

19 марта канцлер ФРГ Ангела Меркель отчитала греков за сам факт переговоров с Россией, а 22 марта на закрытой встрече в бундестаге жестко заявила: "Кипр должен осознать, что его бизнес-модель мертва".

В целом, если суммировать позицию канцлера, немецкие налогоплательщики не должны спасать на Кипре российских вкладчиков. Во-первых, деньги там не только российские, а также британские, европейские и разные другие, и объявлять все деньги "грязными" - слишком, ведь в кипрских банках хранятся средства крупных публичных компаний, а также государственные финансы, в том числе российские.

Во-вторых, в последний раз в Западной Европе идеологическим обоснованием для конфискации банковских вкладов пользовался Гитлер. Это он деньги евреев объявил "грязными", а самих евреев - негражданами, которые не могут иметь какие-либо финансовые интересы вообще. "Лицам не немецкой национальности законодательно запрещается иметь любой финансовый интерес", - заявил он.

В результате у "лиц не немецкой национальности" Германия изъяла банковские вклады, да и сами банки. Все пошло в казну рейха - ради, как сейчас говорят, "оздоровления экономики". Сильная идея. Мы знаем, чем она закончилась.

Парламент Кипра проголосовал против, но давление продолжилось.

Из возможных сценариев, похоже, подтверждается самый радикальный: крупнейший на острове Bank of Cyprus станет главной жертвой депозитной стрижки. Лежащие в нем вклады свыше 100 тысяч евро будут секвестированы на 20-25%. На принятие решения парламенту остается меньше суток до момента, когда ЕЦБ перекроет острову финансовый кислород.

В уже одобренном плане спасения сплошные "но". В число невозвратных попадут и счета госструктур и - что самое опасное - пенсионных фондов.

Под недвижимость и земли Церкви и государства Никосия выпустит облигации, чем нарастит и без того гигантский госдолг.

Банки очистят от плохих активов - их ликвидируют. Во втором по крупнейшем банке страны уже уволен каждый пятый сотрудник.

Налоговый рай превращается в колонию строго режима. Банки закрыты уже неделю. Обещают открыться 26 марта. Власти введут ограничения на движение капитала и запрет на закрытие любых счетов.