Казалось, что греки видели уже все, но не это: за одну ночь - десятки пожаров в Афинах, вместе с отделениями банков и крупных компаний полыхают памятники архитектуры. Рядом бьют витрины и грабят прилавки. Здание кинотеатра "Аттикон" стояло в центре столицы полтора века, пережило нацистскую оккупацию, но не минувшее воскресенье.
130 миллиардов международной помощи на улицах не увидят, эти деньги предназначены банкам. А вот почти 400 миллионов евро экономии, чтобы получить транш, бьют по карману каждого, кто получает зарплату из бюджета.
В час обеда социальную кухню в Афинах вместе с алкоголиками, наркоманами и нелегалами теперь штурмуют и государственные служащие и разорившиеся предприниматели. В ближайшие три года без работы останутся еще 150 тысяч бюджетников. Размер минимальной зарплаты, от которого зависят и пенсии, по требованию Брюсселя опустили до 560 евро, а цены растут.
Греки как могут, пытаются помогать друг другу. Этот социальный центр в Афинах сегодня получил очередную партию одежды и обуви. Она разойдется за несколько часов. Каждый день за самым необходимым сюда приходят до десяти тысяч человек.
"Это как в "Чипполино". Сегодня налог на землю, завтра налог на воздух, так и мы стали жить: каждый день у нас новые налоги", - рассказывает жительница Афин Нина Филиппаки.
Семья Константина Кациаса и Нины Филиппаки (оба с греческими корнями) переехала в Грецию 15 лет назад. Но только в последние два им пришлось завести корзину для чеков. Налоговая инспекция взялась за средний класс, декларировать нужно все расходы. К тому же греков обязали жертвовать на борьбу с кризисом из каждой зарплаты: это называется "чрезвычайный взнос взаимопомощи".
"Кризис - это ведь не только сокращения, увольнения, закрытия предприятий, новые налоги и прочее. Кризис √ это, прежде всего, острая неуверенность в завтрашнем дне. Это каждодневный стресс, когда ты знаешь, что будет завтра. Ты не знаешь, бежать ли в банк, вытаскивать свои небольшие сбережения и прятать их в чулок. Когда ты не знаешь, что самое страшное, что будет с твоими детьми и внуками", - говорит житель Афин Константин Кациас.
Сайт на русском - атрибут любой компании, торгующей на греческом рынке элитной недвижимостью. С клиентами из России, признается риэлтор Панайотис Гианнакис, приятнее всего работать: новые налоги их, как правило, не беспокоят. Чего не скажешь об остальных: за последние три месяца сделок почти не было, пятимиллионные виллы ждут своего покупателя по два года, недостроенное жилье класса "люкс" разваливается. Бассейны, даже небольшие, приравняли к атрибутам роскоши вместе с яхтами и лимузинами, на них теперь отдельное разрешение и налог.
"Правила меняются каждый день, постоянно появляются новые законы, пересматриваются старые. Без адвоката в этом невозможно разобраться. К тому же когда все говорят о дефолте, клиентам трудно принять решение", - рассказывает риэлтор элитной недвижимости Панайотис Гианнакис.
"Греческие газеты прогнозируют: 72 часа после дефолта, граждане пытаются атаковать банки и снять свои сбережения. Через месяц не оплачиваются государственные служащие, закрываются школы и больницы. Через три месяца постоянные отключения и прекращение работы греческой электрической государственной компании", - говорит глава компании по установке солнечных батарей Сергей Муратидис.
Бизнес Сергея Муратидиса - один из немногих, что в кризис переживает подъем. Счета за электричество растут, вместе с ними приходится оплачивать новый налог на недвижимость, и греки, которые еще сводят концы с концами, вспомнили про главный ресурс, который им даровала природа: солнце. В очередь на установку солнечных батарей клиенты Сергея записываются на месяцы вперед. Им это позволит, в случае финансового коллапса, в буквальном смысле слова отключиться от государства.
Демократия в Греции во всем: любой класс в средней школе может проголосовать против уроков и пойти на площадь задирать полицейских.
Через два часа после того, как греки достигли соглашения с Брюсселем по поводу международной помощи, на главной площади Афин снова беспорядки. В них участвует молодежь, и сейчас мы видим, как полицейские проводят задержание.
Многим из тех, кто прогуливает уроки, не больше шестнадцати. Формальный повод подраться - завершение переговоров Афин с тройкой международных кредиторов. Это значит, пути назад нет: новые меры экономии в силе. Модная среди европейской элиты в эпоху романтизма безвозмездная помощь братьям-эллинам - взять того же Лорда Байрона, который умер на греческих берегах, помогая бороться с османским владычеством, сменилась прагматичным коммерческим подходом. За долги грекам придется расплачиваться все новыми сборами и увольнениями. И гораздо быстрее, чем деньги, греки теряют чувство собственного достоинства.





















































































