Великая Отечественная в конце 1942 года, битва за Сталинград. Капитан Греков с жалкой кучкой бойцов бесконечно отбивает атаки немцев в доме 6/1. Ученый Виктор Штрум пишет гениальную работу, и Лаврентий Берия поручает ему заниматься секретными исследованиями в области ядерной физики. Женя Шапошникова решает вернуться к мужу, когда узнает о его аресте. Это лишь три из множества сюжетных линий фильма "Жизнь и судьба" режиссера Сергея Урсуляка.
Фильм снят по мотивам романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". В год для страны еще оттепельный 1961-й Гроссман передал рукопись в журнал "Знамя", после чего ее изъяли и арестовали. О ней было неизвестно, сохранили или все-таки уничтожили. В январе 1988 года роман был напечатан, на месте утраченных кусков поставили многоточия. Но постперестроечное возвращение великой запрещенной литературы уже стало историей. Эдуард Володарский написал сценарий фильма, отказавшись от множества моментов, которые его утяжеляли.
"Главное - трагедия народа в военную пору. Там затронуты все слои населения, каждый командир в сталинградском сражении - за ним следуют его прошлое и связи", - говорил в сентябре 2012 года сценарист, драматург Эдуард Володарский.
Володарский иногда дописывал то, чего не было в романе. Придумывал прошлое своих героев. У защитника дома капитана Грекова есть реальный прототип, это лейтенант Павлов, имя которого и получил знаменитый дом-крепость в Сталинграде. Греков в фильме стал крестьянином из раскулаченной и сосланной семьи.
Блистательный сценарист Володарский всегда мог закрутить сюжет - вкусно, с интригами, неожиданными деталями. Тема войны была одной из любимых - он сам занимался в исторических архивах, не доверяя консультантам. Но в каждой картине, снятой по его сценарию, важнее всего - люди. Володарский очень ждал премьеры и не дожил до нее нескольких дней. В свою последнюю работу он вложил весь профессиональный опыт и всю любовь и жалость к человеку.
"В сегодняшнем кино не хватает внимания к человеку, внимания к его нормальной, повседневной некриминальной жизни", - считает режиссер Сергей Урсуляк.
В фильме четыре женщины - главные героини. Литературовед уверенно написал бы, что это четыре типа русских женщин. Сергей Маковецкий блистателен в роли физика Виктора Штрума. Походка, неловкие движения. То, как он старомодно произносит словечко "что". Сомневающийся, не всегда смелый. Его внутренние монологи пронзительны. Человек имеет право быть слабым в определенных ситуациях, не дай Бог в них оказаться.
Это фильм и о смерти. О том, как она близка и не только на войне. О том, как она может быть нелепа и случайна. О том, как легко расстаться с жизнью.
Капитан Греков в исполнении Сергея Пускепалиса - русский солдат, который не выслужится никогда до больших чинов, и которого после героической смерти не наградят орденом. Это читается за кадром. И чем-то он напоминает капитана Тушина из "Войны и мира" Толстого. Даже звание то же. Один из самых щемящих эпизодов - гибель защитников дома номер 6. Перед смертью Греков видит своих оживших бойцов и умирает с улыбкой.
Тех, кто любит историю, в фильме пленит точность в костюмах, гриме, декорациях. Танки Т-34 - те, что выпускали до 1943 года. Фамилии снайперов - это фамилии реальных бойцов, биографии которых изучали в архивах. Настоящие ордена, не муляжи, оттягивают гимнастерки. Защитники Сталинграда завшивленные, перевязанные грязным тряпьем. Оборудование лаборатории Штрума, обстановка в госпитале - все исторически верно. Но важнее этого - нежность, любовь, без которой нет жизни. Ведь фильм "Жизнь и судьба" именно об этом.






















































































