Внимание всего мира на этой неделе было приковано к Тулузе. Расстрел учителя и детей из еврейской школы французом арабского происхождения вызвал настоящий шок. 21 марта на одном из центральных кладбищ Иерусалима прошли похороны. Собралось невероятное количество людей. В это же время в Тулузе полиция уже вышла на след террориста. Началась осада, которая длилась поразительно долго. Мохаммед Мера был убит, а 25 марта был арестован его брат. Теперь, когда все кончено, обратим внимание, на то, как все произошедшее скажется на президентской кампании. Тем более, что предвыборный конек, например, Николя Саркози - это проблема миграции.

Тот самый жилой дом в Тулузе, на первом этаже которого 32 часа держал осаду враг республики номер один. Следы штурма повсюду: за пять минут спецназ израсходовал 300 патронов. Первые кадры изнутри помещения. Квартиру площадью 35 квадратных метров Мера превратил в полосу препятствий: вся мебель пошла на баррикады, для последнего укрытия он выбрал наполненную водой ванную: домашний способ защититься от гранат. Преступник открыл огонь в момент, когда полицейские готовились накачать помещение слезоточивым газом.

Через пять минут ожесточенной перестрелки Мохаммед Мера умудрился пересечь комнату, в которой находились 15 вооруженных спецназовцев и выпрыгнуть в окно, продолжая стрелять, и приземлился где-то здесь, на газоне. На земле его уже обнаружили мертвым: его успел ликвидировать снайпер, который находился напротив. Еще во время переговоров он заявил: я хочу погибнуть с оружием в руке. Так и вышло. В руке он сжимал "Кольт" 45-го калибра.

Арабская музыка и дорогой автомобиль: урожденный француз - так же, как и все без графы "национальность" в паспорте - Мохаммед Мера на досуге. Правоохранительные органы с будущим террористом были знакомы с детства: хулиганство, угоны, кражи, полтора года тюрьмы за вооруженное ограбление, пытался поступить на службу в иностранный легион - неудачно, в итоге отправился искать счастья в Афганистане и Пакистане, прошел подготовку в лагерях "Аль-Каиды" (организация запрещена в РФ), попал в поле зрения французской разведки, что не помешало ему в 23 года обзавестись арсеналом оружия и спланировать серию расправ.

Главная площадь в Тулузе: тысячи жителей пришли молча выразить скорбь и надежду на то, что худшее позади. Но следствие по-прежнему так и не знает, действовал ли Мера в одиночку. Его семья до сих пор под стражей, в машине старшего брата найдена взрывчатка. Через несколько часов после митинга полиция эвакуирует центр города: обнаружен подозрительный предмет, высший уровень террористической угрозы в регионе до сих пор не отменен.

Дебют тулузского стрелка 11 марта не привлек много внимания и затерялся в криминальных сводках: задворки спортзала на окраине города, воскресенье, свидетелей не было. С жертвой - сержантом Имадом ибн-Зятеном убийца договорился встретиться в интернете под предлогом покупки мотоцикла.

Лучшие силы французской полиции подключились к тулузским убийствам только после бойни в еврейской школе в минувший понедельник, когда Мохаммед Мера застрелил раввина, двух его сыновей трех и шести лет и восьмилетнюю дочь директора. Все это также было заснято на камеру: как и убийства в Монтобане - городе недалеко от Тулузы. Он расстрелял троих военных возле банкомата прямо напротив военной части: на месте нашли 13 гильз, двое скончались на месте, третий по-прежнему в коме.

Едва стало известно, что в церемонии прощания с погибшими десантниками примет участие Николя Саркози, самолет до Тулузы забронировали и его главные соперники в борьбе за пост президента: Франсуа Олланд и Марин Ле Пен. Осада дома в эти минуты еще продолжается, но до выборов - всего месяц. Едва завершился штурм - кампания возобновилась с двойной силой.

"Это не преступления сумасшедшего, потому что сумасшедший не несет ответственности за свои поступки. Это преступления монстра и фанатика. Искать малейшее оправдание его действий - непростительная моральная ошибка. Спрашивать с общества, показывать пальцем на Францию, политику, институты государства - бесчестно. Франция не виновата", - считает президент Франции Николя Саркози.

На выступлении в Страсбурге Саркози уже не президент, а кандидат с растущими рейтингами. Разрешение кризиса в Тулузе для него - демонстрация силы и решимости: он уже обещает тюремные сроки за пропаганду экстремизма в интернете. Безопасность и борьба с терроризмом - конек президента. Социалисту Франсуа Олланду, который прежде вообще не занимал государственных постов, осталось только обвинять правящую партию в зарабатывании очков на трагедии. Марин Ле Пен, для которой борьба с иммиграцией - центральный пункт программы, винит руководство страны в том, что за разговорами о светскости оно не заметило угрозы радикального исламизма, и предлагает провести референдум о возвращении смертной казни.

После случившегося в Тулузе простых тем в избирательной кампании не осталось: история Мохаммеда Мера поставила перед французами множество мучительных вопросов, и нет никаких сомнений, искать ответы на них они будут на избирательных участках.