Новость, которую уже подтвердили в Следственном комитете России, шокировала многих. От рук "черных хирургов" в Косово пострадали как минимум двое россиян. У них были вырезаны левые почки. Их имена следователи держат в тайне. Слишком много свидетелей в деле о торговле человеческими органами в Косово исчезли при странных обстоятельствах.
"Людей туда заманивали обманом со всей Восточной Европы. Люди приезжали туда, людям обещали заплатить большую сумму денег, по данным следствия, около 30 тысяч евро за почки. Там вырезали у них эти органы, а потом людей просто выкидывали на улицу", - рассказывает журналист газеты "Коммерсант" Елена Черненко.
Вот это здание - на окраине Приштины. Обшарпанная табличка с едва читаемыми буквами. Клиника "Медикус". Ее закрыли в 2008-м, когда скрывать что-либо было уже бессмысленно. Операции проводил трансплантолог из Турции Юсуф Сомнез - он в международном розыске, а подбирал доноров и клиентов - израильтянин Моше Арель. Преступную группу прикрывали высокопоставленные чиновники косовского правительства. С каждой операции потрошители имели по 100 тысяч евро. Самым ходовым товаром были почки, чтобы было время найти покупателя.
"Почка может храниться в консервирующем растворе при температуре плюс четыре градуса, то есть при температуре таяния льда, около суток", - рассказывает директор Федерального научного центра трансплантации и искусственных органов Сергей Готье.
С самого начала косовские власти препятствовали расследованию. Еще в конце 2010-го в специальном докладе на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы Косово было названо центром европейской "черной трансплантологии", за которой стоят нынешние косовские лидеры, в том числе премьер-министр Хашим Тачи. Это он в конце девяностых, будучи одним из лидеров сепаратистской "Армии освобождения Косово", собрал преступную группировку "Дреница". Одним из направлений его боевиков (указано в докладе) была как раз нелегальная торговля человеческими органами.
"Они специально охотились на людей, в основном сербов, убивали их. Следов не оставляли. И занимались именно этим, зарабатывая деньги и для своей армии, и для своих мафиозных структур. И все это с ведома именно этого руководства. Они все завязаны на преступлениях. И у них руки в крови у всех", - говорит руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Эти факты подтверждает в своей книге и бывший прокурор Гаагского трибунала - Карла Дель Понте. Еще в 2003-м следователи нашли в одном из районов Косово, в секретной клинике следы подпольных операций: кровь, шприцы, упаковки от лекарств √ всюду, вот эти снимки. Но продолжить расследование не удалось. Единственный из россиян, кто работал в Гааге прокурором, Василий Порываев, до сих пор не понимает, почему.
"Там были убийства. Было массовое изгнание сербского населения. Из Носара практически его изгнали все. Документы эти были отложены. И до конца мандата трибунала на расследование, а он закончился в 2004-м году, с 2004 года трибунал не стал расследовать новые дела", - говорит Василий Порываев, в 1997-2008 гг. - судебный прокурор Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии.
Процесс по делу "черных трансплантологов" в Приштине вступил в решающую стадию. И показания пострадавших россиян, конечно же, могут серьезно укрепить позиции обвинения. В этом уверен и российский МИД
"Будем готовы оказать то содействие, которое предусмотрено имеющимися у нас с Сербией договоренностями о правовой помощи - "Дело Медикуса", которое, мы добьемся, чтобы было доведено до конца", - говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Другие масштабные преступления косоваров пока формально с "делом Медикуса" не связаны. Однако показания албанцев, признававших, что среди убитых в девяностые в Косово были и граждане бывшего СССР, а, значит, возможно, россияне, дает России право начать новое расследование.



















































































