Бойцы будто из хроники 41-го шагнули прямо в сегодня. На Красной площади спустя 70 лет - торжественные лица ветеранов и участников того самого парада. Их встречали особо.
После Вязьминского котла, чтобы защитить Москву, потребовались титанические усилия. 12 дивизий народного ополчения. 120 тысяч добровольцев. Мальчики, ушедшие прямо на фронт.
Параллельно с Красной площадью в Самаре, бывшем Куйбышеве, куда в самый опасный момент готовы были перенести столицу, тоже парад. На самой большой площади Европы 70 лет назад тоже шли войска. Сюда к началу ноября эвакуировали правительство СССР и весь дипломатический корпус.
Сегодня право отдать главную команду к параду на Красной площади предоставили Марку Павловичу Иванихину. Фронтовик-артиллерист 70 лет назад открывал парад. Более того, тогда он был правофланговым.
"Парад 1941 года длился чуть больше часа", - произносит диктор.
А до этого - изматывающие тренировки. Строевая по 10-15 часов. Усталость была такой, что рады были даже воздушной тревоге: в блиндажах падали и тут же засыпали на короткие 30-40 минут. О том, что их готовят к параду, узнали в самый последний момент - ранним утром 7 ноября.
"И тогда начальник училища сказал: если будет какой-то обстрел или бомбежка, всем идти, как следует, не теряя равнения и не обращая ни на что внимания", - вспоминает фронтовик, участник парада на красной площади 7 ноября 1941 г. Марк Иванихин.
Человек удивительной судьбы. Командир батареи "Катюш". Он ушел на войну с Красной площади, дрался за Сталинград, вел заградительный огонь на Курской дуге, прошел Украину и Польшу. А орден Александра Невского получил уже в июле 1945-го за штурм Берлина.
"Каждый орден - это кровь, это неимоверные усилия на войне, это перед глазами взрывы артиллерийские, это в ушах бомбы рвутся. А ты лежишь иногда в грязи, думаешь, что земля вот такая вот стала", - объясняет фронтовик, участник парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Марк Иванихин.
А еще ветеранов пригласил президент на встречу и на праздничный концерт в недавно открытый после реконструкции Большой театр. Поразительно, но даже историческая сцена Большого обязана этим фронтовикам. Потому что в 41-м именно они защитили сердце страны.



















































































