Судя по последнему интервью, Виктор Янукович, закусив удила, по-прежнему держит курс на газовый конфликт. Причем, по-простому: преследуя своего политического оппонента Юлию Тимошенко и пытаясь решить возникшие проблемы своего финансового лобби.
Это и газовый посредник Фирташ, которого Тимошенко убрала с рынка, Это и кошелек партии Януковича - Ахметов, заводы которого зависят от цены на газ.
"Мы уверены в том, что цена для Украины некорректная, что условия выписаны как будто для врага. Мы не бедные родственники, не хотим быть и не будем ими никогда. Мы платим 100 процентов эту беспредельную цену. И совершенно не нужно радоваться тому, что они нашли способ в 2009 году заставить Тимошенко подписать это соглашение", - заявил президент Украины Виктор Янукович.
Именно об этом сегодня говорит Янукович. Тогда и правда все радовались. Что газовые войны позади, а впереди - честные рыночные отношения. Что Украина больше не будет заниматься шантажом и перекрывать газ, предназначенный Европе. Впереди был десятилетний контракт.
Формирование цены на газ происходит по рыночному принципу, а формула строго привязана к мировым ценам на нефть и нефтепродукты. А именно: газойля, для мелких потребителей и топочного мазута. Это общемировой принцип.
Формула сложилась еще в Западной Европе в 62-м году прошлого века во время освоения голландцами гигантского месторождения Гронинген. Тамошние запасы газа приближались к трем триллионам кубометров.
Тогда же сформировалась практика долгосрочных контрактов и взаимозависимых обязательств поставок и, соответственно, закупок топлива. Причем, базовая цена, конечно, подлежит пересмотру, но с учетом рыночных колебаний. Сейчас основным поставщиком газа в Европу является Россия, которая строго соблюдает сложившуюся практику. Таким образом, нынешняя универсальная формула, применяемая в том числе и для Украины, не имеет ничего общего с командно-административным давлением.
Более того, сам Виктор Янукович, по сути, подтвердил справедливость газовых соглашений, подписав харьковский договор. Черноморский флот остался в Севастополе до 2042 года. Украина получила фантастическую скидку: если газ будет выше 330 долларов, то 100 долларов с каждой тысячи кубов. Сейчас, кстати, цена - 365 долларов. Если рынок опустится ниже, то скидка составит 30 процентов от контрактной цены. Тогда Янукович радовался едва ли не больше всех.
"Украина в течение ближайших десяти лет получит реальный инвестиционный ресурс, который (наши специалисты подсчитали) будет предоставлен Россией для Украины в виде такой помощи ресурсами, конкретно газом. Это сумма исчисляется приблизительно около 40 миллиардами долларов", - говорил 21 апреля 2010 года Виктор Янукович.
Сумма огромная. За нее, чуть ли не рискуя жизнью, спикер Владимир Литвин и партия Януковича в прошлом году ратифицировали договор. Никто тогда не мог и предположить, что все это будет поставлено под сомнение, а Тимошенко угодит в СИЗО.
"Когда наши коллеги, партнеры, президент Украины, премьер-министр Украины говорят: "этот договор несправедливый, он нехороший, он, типа, от лукавого, и мы его не будем исполнять". Послушайте, это ни в какие ворота не лезет. Разговоры о том, что мы платим больше, чем другие государства, ни на чем не основаны. Это чистой воды пропаганда. Украина платит по той же самой формуле и платит деньги, соразмерные с теми деньгами, которые платят другие европейские потребители. Цены высокие. Это так. Но они же бывают и экстремально низкими. И в этом случае это проблема для энергопоставщика. Поэтому надеюсь, суммирую, что украинские потребители будут исправно выполнять договор, а о наших будущих делах, о параметрах будущего сотрудничества мы договоримся".
Позиция известна: если украинская сторона хочет еще больших скидок, то есть два варианта. Первое: войти в Таможенный Союз. Помимо газа это расширит экспорт украинских товаров в Россию до восьми миллиардов долларов. И второй вариант: объединить газотранспортные системы. Но пока Виктор Янукович не хочет ни того, ни другого.



















































































