С 1965 года минута молчания звучит каждый год в память о погибших. Автор идеи Ирана Казакова впервые показывает, где снимали эту программу. Телецентр на Шаболовке.
Сценарий писала несколько дней. И вместе с председателем Гостелерадио, фронтовиком Николаем Месяцевым повезла его на одобрение в ЦК. Там прочитали и разрешили - начинайте работать.
"Выписывали буквально по капельке. За день буквально одну строчку. Потому что взвешивалось все абсолютно, что могло туда войти и, главное, чтобы там не было ничего лишнего", - вспоминает тележурналист, комментатор центрального телевидения СССР Ирана Казакова.
Главным были и то, чтобы получился не просто выразительный текст, а как кто-то сказал - "молитва". Начались поиски. Молодого диктора Веру Енютину режиссер программы Екатерина Тарханова нашла случайно.
"Катя ее остановила и говорит: "Вера, ты можешь молиться?" Она говорит: "не знаю, давай попробуем". Они зашли в студию. Вера прочла текст и дала знак, что готова", - рассказывает тележурналист, комментатор центрального телевидения СССР Ирана Казакова.
Радиовариант был готов. Но для телеверсии нужен был какой-то зрительный образ. До девятого мая оставалось несколько дней. Выход нашел Николай Месяцев.
"Я как-то приехал туда и говорю: на экране может быть только одно - это живой огонь. Соорудили вечный огонь в студии вопреки всем пожарным правилам и пустили в эфир", - рассказывает Николай Месяцев.
Построили стену и чашу из гипса под гранит и 9 мая 65 года в телевизионной студии на Шаболовке был зажжен первый в нашей стране вечный огонь. Это был прямой эфир. Неожиданно огонь в чаше стал гаснуть. И тогда один из техников (больше всего боялись что в кадр попадет его рука или вихор волос) по-пластунски подполз к чаше и поправил вентиль. Огонь вспыхнул снова.
"Отзвучала концовка. Красивая музыка. Мы не могли встать. Все сидели, никто не уходил. И только Месяцев сказал "спасибо товарищи", и все стали расходиться", - вспоминает Ирана Казакова.
Вы знаете, что делалось в Москве. Останавливались трамваи. В театрах прерывались спектакли. Она была объявлена в программе. Ребята-танкисты собирались в гостинице "Советской". Застолье там было. Включили. У меня там приятель был. Рыдал зал боевых офицеров", - рассказал Николай Месяцев.
Вечный огонь, который впервые в стране зажгли в студии на Шаболовке, стал прообразом того, что уже в 1967 году зажгли у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
Это еще одна реликвия, сохранившаяся в гостелерадиофонде. 24 июня 1941 года стихи Лебедева-Кумача читает Александр Остужев.
Спустя два дня появится и музыка, написанная композитором Александровым, а с октябре 41 года она ежедневно звучала по радио. Эти две главные молитвы звучат и сегодня. В память о всех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашистами. Молитва-песня. И молитва-молчание у негасимого ни на минуту Вечного огня.










































































