Третьего сентября из жизни ушел Николай Николаевич Месяцев. В прошлом году, в июле, мы отмечали его 90-летний юбилей. Легендарный человек, фронтовик. В 64-м году он возглавил Гостелерадио СССР. Был на этом посту шесть лет. Но за эти шесть лет заложил фундамент современного телевидения. Как телецентр Останкино или Минуту молчания. Это тоже было при нем.

Это кажется невозможным, но его, бывшего во время Великой Отечественной следователем НКВД, да еще в отряде СМЕРШ, а после - главного по идеологии в комсомоле, называли одним из самых либеральных партийцев ЦК. По личному заданию Сталина он - как военный юрист - расследовал сфабрикованное "дело врачей". И... настоял на его прекращении. Потом была работа во Всесоюзном обществе "Знание" и дипломатическая служба в Китае. Но делом всей своей жизни Месяцев всегда называл Гостелерадио, которое возглавил в 64-м. В день, когда Хрущева сменил Брежнев.

"Была абсолютная свобода творчества на советском радио и телевидении. Это был умный, творческий коллектив, среди которых были настоящие таланты. Ведь более мощного средства воздействия на человеческую душу человеческий разум не придумал, только телевидение", - говорил Николай Месяцев.

Он в буквальном смысле построил советское телевидение, заложив фундамент нынешнего телецентра и возведя всего за пять лет Останкинскую башню. Именно в 60-е технический прогресс позволил накрыть сигналом весь Советский Союз - для этого запустили специальные спутники "Молния". А СССР одним из первых в мире перешел с черно-белого на цветное вещание. И это было время Месяцева. Запуск - с одной стороны - главной информационно-политической программы "Время", с другой - фривольного "Кабачка 13 стульев", "Кинопанорамы" и первых отечественных сериалов. И конечно "Голубого огонька" - настоящей отдушины советского телезрителя.

Но главным своим телеуспехом бывший фронтовик Месяцев всегда считал "Минуту молчания".

Эти слова впервые прозвучали 9 мая 65-го. Автор идеи - Ирана Казакова. Но именно председатель Гостелерадио убедил ЦК в важности этой "Минуты". И придумал ее зрительный образ - вечный огонь.

"Вы знаете, что делалось в Москве. Останавливались трамваи. В театрах прерывались спектакли. Она была объявлена в программе. Рыдал зал боевых офицеров", - рассказывал Николай Месяцев.

Казалось, Николаю Месяцеву благоволили все высшие партийные начальники. Но разве могла долго терпеть брежневская система демократичных и самостоятельных.

Когда в 50-ю годовщину Октября на экраны вышел снятый Гостелерадио фильм о Ленине "Поимённое голосование", в ЦК дали понять: образы выбраны не те.

"Они шли в определенной мере в разрез с тем духом, который царил в секретариате Центрального Комитета партии. И конечно эти фильмы вызывали неудовольствие в руководстве. И они послужили в конечном счете одним из основных мотивов моего освобождения с поста председателя Государственного комитета", - рассказал Николай Месяцев.

Но была и другая причина - генсек был уверен: Месяцев вместе с другими выходцами из ВЛКСМ, а именно членом Политбюро Александром Шелепиным, возглавлявшим некогда КГБ, готовил против него заговор, как это было когда-то с Хрущевым. Бывшего фаворита Брежнев сначала отправил послом в Австралию, а после и вовсе исключил из партии. Лишь в перестройку Месяцеву вернули партбилет. Впрочем, новую власть он так и не смог принять. Считая себя настоящим коммунистом, а последовавший развал страны - личной трагедией. Которой, уверен, можно было бы и не допустить.

"Вся трагедия, мне кажется, нашей страны тех времен состоит в том, что поколение стариков (Брежнев, Кириленко, Устинов Дмитрий Федорович) - они перешагнули, перешагнули в силу своей опытности, закулисных всяких дел через нас, через молодое поколение. Они побоялись комсомольцев", - говорил Николай Месяцев.

Это интервью Николай Месяцев давал накануне своего девяностолетия, после которого он прожил чуть больше года.