Воздушное судно было незаменимо для жителей заполярья, геологов, метеорологов. Почему именно эту модель увековечили в Игарке?

Местные называют его трудягой. Будто разделяя старую и новую Игарку, памятник полярной авиации на вечной стоянке уже 45 лет.

Ирина Шинова, научный сотрудник Краеведческого комплекса "Музей вечной мерзлоты":

"Начал поступать в игарское авиапредприятие в середине 50-ых годов. Самолет был незаменим, помогал и рыбакам, и метеорологам, и геологам, участвовал в ледовой разведке и летал на фактории к коренным народам севера".

В 30-ые годы прошлого столетия в городе за полярным кругом был только гидропорт, то есть, вместо привычной посадочной полосы – Енисей.

Зимой воздушные суда садили на замерзшую водную гладь. Устанавливали массивные лыжи, летом – поплавки. В период межсезонья из-за ледохода работу порта сворачивали. Пилоты того времени каждую секунду во время рейса чувствовали капризы северной погоды.

Артур Галеев, заведующий экспозиционно-выставочного центра "Музей вечной мерзлоты":

"Эта модель была создана в Германии, ее ласково называют – летающий кит. Кабина, она отделена от двигателя. Кабина открытая, что указывает на то, что подвиг, который совершали пилоты, был достаточно суровым, то есть они находились в открытых кабинах, были хорошо укутаны".

Никаких композитных материалов тоже не было. Гидросамолеты старались пришвартовать как можно ближе к берегу, чтобы безопасно их разгрузить. С появлением аэропорта – эти трудности пропали, но воздушное сообщение для Заполярья – осталось основным.

Последний летающий самолёт Ли-2 Игарского авиаотряда увековечили в 1978 году. Изначально он должен был стать памятником покорителям Северных воздушных трасс. Независимо от названия – это память о подвиге советских летчиков в освоении севера.

К/ф Дениса Жемчугова "Арктика. Наш путь на север"