Участники фестиваля "Воспетая степь" полюбуются цветущими тюльпанами

В Ростовской области 13 апреля открылся фестиваль "Воспетая степь". Время выбрано не случайно: середина апреля – период массового цветения тюльпанов в биосферном заповеднике "Ростовский". Невероятно красивое зрелище. Но этого великолепия могло и не быть, если бы не активная работа по сохранению степей в России. К сожалению, многие виды степных животных исчезли. Но сайгаков сохранить удалось. А ведь именно благодаря копытным формируется неповторимый степной ландшафт.

Самый яркий период жизни степи – он же самый краткий. Это лишь несколько дней в году. Чтобы застать этот миг, люди готовы преодолевать тысячи километров.

Рвать тюльпаны нельзя – солидный штраф. Выкапывать луковицы бессмысленно – в отличие от культурных, дикие тюльпаны размножаются семенами, что уходят на глубину до метра.

"Нам очень нравится, красивые фотографии, всем рекомендуем. Много слышали о Долине тюльпанов, вот увидели, Маныч впервые увидели", – восхищается приехавшая на фестиваль Надежда.

Могли не увидеть, если бы в 1995 году эти места не были заповеданы – взяты под охрану государства, оградившего пять участков погибающей донской степи от хозяйственной деятельности человека.

"Представьте, что здесь была пустыня, антропогенная пустыня. "Овцы съели степь". Есть такое выражение. Да, именно так. Овцы чем и опасны, что они выедают полностью все", – объясняет заместитель председателя Ростовского отделения Российского географического общества Светлана Толчеева.

Быть собой степи помогали те копытные, что оказывали щадящую нагрузку. Но они сами возглавили списки краснокнижных видов. Ассоциация "Живая природа степи" открыла Центр редких животных. Начала с создания теперь уже самой большой в стране популяции сайгаков, живущих в условиях полувольного содержания.

"Они саморегулируются, у них свои правила, своя жизнь, своя иерархия, кто главный, кто там последний. Ну, это какой труд человека понадобился, чтобы к этому прийти? Во-первых, нужны были люди увлеченные", – рассказывает председатель попечительского совета ассоциации "Живая природа степи" Али Узденов.

Двадцать лет назад эти люди научились выхаживать брошенных в степи сайгачат, приспособиться к их хрупкой нервной системе, размножать этих антилоп в неволе. Сейчас спасают Звездочку – жеребенка лошади Пржевальского. Кормят каждый час, вот уже два месяца, детским питанием.

А у другого жеребенка полутяжа – первое кормление. Ему несколько часов от роду. "Это Буян наш. Тоже неопытная молодая мамка бросила", – говорит начальник Манычского стационара Екатерина.

У первого рожденного в этом году бизончика все в порядке – он в стаде, с родителями.

"Самое главное – что появляются малыши. Значит, мы все делаем правильно", – заявляет заместитель директора ассоциации "Живая природа степи" Иван Медянников.

Среди гостей ежегодного фестиваля "Воспетая степь" все больше детей: сельских ребят, ведущих экологическую работу, городских школьников. Создан детский образовательный портал. Ну где еще погладишь рожденных в неволе диких утят и гусей до того, как их вырастят и выпустят на волю? Где узнаешь, что именно в степи люди пять с половиной тысяч лет назад изобрели колесо, одомашнили лошадь?

"Степь эта не только цветущая, но и плодоносящая. Степь кормит и поит человека", – объясняет местный житель Сергей Лукьяшко.

Чтобы увидеть гармоничное сочетание копытных и растений на воле, съемочная группа отправляется в самый укромный и труднодоступный уголок заповедника "Ростовский", на остров, омываемый водами озера Маныч-Гудило, где с середины прошлого века обитает табун донских мустангов.

Переправа на остров занимает около получаса, и журналистам сегодня очень повезло – штиль. Маныч встречает зеркальной гладью. А во время шторма волна может достигать метровой высоты. При том что глубина небольшая. Как и расстояние между островом и материком. По прямой здесь не пройти – нужно знать фарватер.

"Это одно из самых длинных озер Европы. Оно интересно своим происхождением. Потому что долина Маныча – это реликт морского пролива, который в былые времена соединял Каспийский бассейн с Азово-Черноморским", – отмечает заместитель директора по науке биосферного заповедника "Ростовский" Александр Липкович.

Пролива давно нет. На его месте образовалась цепь реликтовых озер: Лопуховатое, Грузское, Круглое, Лебяжье. Их склоны сейчас тоже усыпаны цветами.

Для того чтобы подойти ближе к табуну, нужно минимум звуков, резких движений и огромное количество терпения.

Донские мустанги – потомки некогда домашних, но одичавших лошадей. Им сейчас хорошо. Но окружающее остров озеро оскудевает, мелеет, наполняется солью из-за последствий хозяйственной деятельности человека.

"Это нельзя назвать ошибками. На тот момент, наверное, это были такие решения, которые давали людям воду, урожаи. Это жизнь, это люди, это экономика, это налоги. Но сейчас наступил тот момент, когда надо просто задуматься. И мне кажется, надо еще сделать одну попытку, мне кажется, точка невозврата еще не пройдена", – надеется Али Узденов.

Летом Долина тюльпанов станет площадкой археологических экспедиций. Золото скифов, что хранится в Азовском музее, было найдено здесь. Осенью она превратится в Долину журавлей, где отдыхают перед дальней дорогой перелетные птицы. А пока в долине Маныча царит лазоревый, то есть красный цвет. Лазориком казаки называли дикий красный тюльпан.