Таймырский поселок находится в сотнях километрах севернее Дудинки, в заснеженной тундре. Основное население: нганасаны и долганы, которые занимаются хозяйственными промыслами: рыбалкой и охотой. Стараются сохранить культуру и традиции.

Именно в этом поселке учились и проживали известные люди Таймыра. Это нганасанский художник Мотюмяку Турдагин. Писательница и поэтесса Огдо Аксенова, первый член союза художников СССР Борис Молчанов и журналист Николай Попов

Волочанка – не самый крупный населенный пункт на полуострове. В советские годы тут проживало около тысячи человек. Сейчас – в два раза меньше. Но по-прежнему – это уникальный таймырский уголок со своей культурой, традициями, удивительной природой и добродушными людьми. Для которых одной из главных проблем остается труднодоступность.

Александра Чунанчар, жительница пос.Волочанка:

"Жить здесь хорошо, природа, свой родной дом. Я здесь живу с рождения, родилась здесь. Плохо здесь бывает то, что с продуктами плохо. Свежестей здесь по полгода не бывает, пытаемся с города везти, чтоб детям поесть свежих овощей и фруктов. А так хорошо, сейчас дома новые строят, расширяемся".

Новые дома возводят по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Летом открылся новый ФАП. Население Волочанки обслуживают два магазинчика. Из-за сложной логистики, цены на продукты в них заоблачные. Например, корнеплоды – от 150 за кило, ячейка яиц – 900.

Майя Горичева, начальник территориального отдела администрации города Дудинка в пос.Волочанка:

"Если сравнивать с другими населенными пунктами, то население живет более-менее нормально. Не хуже других, люди потому что стараются сами для себя. Не ждут помощи со стороны, они делают все сами".

4 года назад в Волочанке сгорела средняя школа. Когда построят новое здание – не известно, поэтому родители своими силами пытаются облагородить то, что осталось. Пока же дети и педагоги занимаются в старом здании интерната. Уроки проходят в 2 смены. Столовую, к примеру, из-за нехватки кабинетов перенесли в уцелевшее помещение сгоревшей школы. Но и здесь: вместо стекол – минвата, а система отопления – протекает.

Наталья Перепрыгина, кухонный работник Волочанской средней школы:

"Постоянно дети простывают, постоянно на больничном. В таких условиях вообще невозможно учится. Здание разваливается потихоньку, везде щели. Каждое лето конопатим, всё строим как можем сами. Дырки везде конопатим".

Алена Вознесенская, социальный педагог Волочанской средней школы:

"Каждое родительское собрание начинается с вопроса родителей, когда будет новая школа? Администрация ответ такой дать не может. Пишут письма, обращения. Родители учителя писали, то есть пытаются ускорить процесс, спросить, когда же будет новая школа. На сегодняшний день четкого ответа пока нет".

Сегодня вопрос строительства новой школы – на особом контроле в управлении образования. Но на Таймыре этот процесс не быстрый. На 2024 год в бюджете заложили 15 миллионов рублей только на разработку проекта. На данный момент, в качестве альтернативы, власти предлагают родителям в сильный мороз переводить детей на дистанционное образование, либо до летних каникул отправлять в Дудинскую школу-интернат.

В поселке с малых лет прививают любовь детей к родной культуре. Например, в дошкольном учреждении для малышей успешно работает "Языковое гнездо". Занятия проходят исключительно на родном наречии. Детский сад здесь больше похож на этнический музей: разрисованные в национальной тематике стены, стоят ездовые нарты, есть уменьшенные копии балка и чума. Уроки для старшеклассников проводят как в игровой, так и традиционной формах. По данным последней переписи населения, численность нганасан на Таймыре – всего 600 человек, а энцев – менее 200. Носителей же исконных языков – и того меньше. Поэтому очень важно не допустить исчезновения древних наречий коренных этносов.

Ирина Аксёнова, воспитатель детского сада пос.Волочанка:

"Наша цель – научить наших детишек долганским и нганасанским языкам. Чтобы не забывали свой родной язык, чтобы знали где они живут. Чтобы знали наши традиции тундровые, как люди живут в тундре. Стараемся их учить родному языку в повседневно режимных моментах. Волочанский детский сад самый первый открыл вот эти две группы".

Местное население в основном: долганы и нганасаны. Живут на левобережье реки Хета, что, во многом, и определяет их виды деятельности.

Людмила, жительница пос.Волочанка:

"В основном у нас занимаются охотой, рыбалкой. Сейчас оленей почти нет, люди почти все перешли на рыбалку".

Еще одна проблема – ветхий мост. Единственная связь вертолетной площадки и основной части поселка. Передвигаться на транспорте по нему запрещено. Если зимой переправу можно объехать, то в теплое время года, люди вынуждены идти по мосту пешком.

Здесь нет центрального водоснабжения, отопления, газопровода. Люди живут по-старинке. Из благ цивилизации – только сотовая связь и электричество. Рашид Кокоре, на дизельной станции работает больше семи лет. Свет в домах Волочанки зависит, в том числе, и от него.

Рашид Кокоре, дизелист пос.Волочанка:

"Новые дизеля, все работает хорошо, все нормально. Свет всегда есть. Люди рады, живем как в современной цивилизации".

Из основных достопримечательностей – местная метеостанция. На протяжении 11 лет Анжела Турдагина ежедневно снимает показания с различных приборов. Данные передает синоптикам в красноярский Гидрометцентр, где формируют погодную карту полуострова.

Анжела Турдагина, начальник метеорологической станции пос.Волочанка:

"Мы ходим на площадку, измеряем температуру воздуха, влажность, ветер визуально подаем видимость. А на площадке температуру почвы, снега смотрела и воздуха, и влажность".

От Дудинки до Волочанки всего каких-то 400 километров. По меркам таймырской тундры – очень близко. Связь с городом осуществляется круглый год, с помощью вертолетов. А с наступлением холодов – открываются зимники, по которым можно добраться и на снегоходах. В период межсезонья территория становится недоступной – отрезанной от большой земли. И только в экстренных случаях спасает санавиация.