Талибы навели порядок в Кабуле

Сергей Зенин продолжает серию, на мой взгляд, интереснейших репортажей от наших соседей – афганцев. Сегодня – о жизни Кабула спустя почти два года после позорного бегства оттуда американцев.

Закрыть глаза – и никогда не определишь, что это за город. Тегеран, Каир, Багдад или Исламабад? В Кабуле так же. Звуки автомобильных сигналов днем не прекращаются. Сигналят все, по поводу и без. Просто по привычке. Восток... И ездить так привыкли тоже.

Дорожные полицейские здесь с большим стажем. Работают на одном месте по 30-40 лет, пережили не одну власть, и каждая новая этих людей не меняла. Без опыта здесь просто с ума сойдешь.

- Почему такое движение? – обращаемся к одному из них.

- Так они правил не знают. Так всегда в Кабуле было. Как хотят, так и ездят, закон не знают совсем. Мы помогаем разобраться, иначе вообще город встанет в пробках.

В городе теперь не опасаешься за свою жизнь, хотя теракты в людных местах пока еще возможны. Но раньше среди бела дня тебя могли запросто ткнуть пистолетом и потребовать кошелек. Сейчас такое представить уже сложно – талибы порядок быстро навели (организация запрещена в РФ). У всех, кому не положено, оружие отобрали. Бандитов переловили, самых отпетых расстреляли или повесили, остальных отправили за решетку. Кто-то еще прячется в трущобах грязного рынка, но доберутся и до них.

Вопрос сотруднику национальной гвардии в кадре Саиду Саиди: Мы здесь были три года назад. И с безопасностью были проблемы. А сейчас мы приехали, в городе спокойно. И, я так понимаю, что это благодаря в том числе и вам. Вы отлично работаете. Как вообще обстановка?

- Спасибо Вам за добрые слова. Мы действительно смогли в Кабуле навести порядок. Движения на дороге не в счет, разберемся и с этим. Главное – взрывов стало намного меньше. Американцев выгнали, ИГИЛ (запрещена в РФ) добьем. И, видит Аллах, Афганистан будет хорошо жить.

На любое огнестрельное оружие нужно разрешение. У этих парней оно есть. Они – служба безопасности города. Заметили нас давно. Узнали, что русские. Завязался разговор. Понятно, о чем: "Калашников – это вам не американская дребедень. Представляете, Калашников помог победить американцев".

Корр. за кадром: Город, кажется, вздохнул с уходом войск коалиции. 20 лет оккупации Афганистана улетучились, как плохой сон. Если и говорят с благодарностью об иностранцах, то только о советских, которые были здесь без малого 40 лет назад.

Рассказывает местный житель Абдуль Вахид: "Русские строили по всему Афганистану, все делали. Русские помогали, им было не все равно, не наплевать на народ. Они очень нам помогали. Американцы только бомбили и убивали, пользы от них не было. Русские нас объединяли, все народы вместе. Американцы наоборот старались нас поссорить. Тебя, меня, его сделать врагами. Русские так не делали – они мудрые".

Абдуль Вахид знает, о чем говорит. Он – коренной житель Кабула. За свои 65 насмотрелся на многое, войну видел несколько раз. Она для него только сейчас закончилась. В его район, дальше которого он никогда не выезжал, пришел мир. Пусть и безрадостный, потрепанный, но мир все же.

Буквально все российские журналисты, приезжающие в Кабул, обязательно рассказывают об этом микрорайоне. Его строили советские строители, в нем жили советские специалисты. Те самые люди, которые делали здесь дороги, тоннели, автомобильные заводы, строили, возводили мосты, электростанции и много чего еще, что улучшало жизнь людей. С их уходом ситуация, конечно, изменилась. И эти дома тоже не исключение – они постепенно приходят в запустение. Ни в капитальный ремонт, ни даже в косметический никто не вкладывает ни копейки. Такое отношение ко всему: пока есть крыша и дом стоит, мы в нем будем жить.

Олег Иванович Гонцов – человек-легенда. Семь лет воевал в Афганистане, а потом еще долгие годы приезжал сюда по делам ветеранов-афганцев. Его нынешний приезд с нашей съемочной группой – пятидесятый по счету. Знает о стране так много, что на целый сериал хватит.

"Здесь, в Кабуле, образовался клуб русских жен, – рассказывает ветеран боевых действий в Афганистане. – Эти женщины вышли замуж за афганцев и жили здесь в микрорайоне. Их было достаточно много. Это не только были из России женщины, это и Украина. Ну то есть со всего Советского Союза. Часть этих женщин после ухода наших войск и смены власти оставалась здесь. По моим сведениям, во время этих боев и неразберихи где-то порядка 10 женщин пропали без вести".

Были и еще хорошие для афганцев времена вплоть до 1973 года. Монархия. Достаточно сказать, что при короле Закир-шахе женщинам не только разрешили не носить чадру, но и дали возможность получать высшее образование и голосовать на выборах в парламент. Афганистан тогда поддерживал очень хорошие отношения с Советским Союзом. "В Коране не сказано, что Аллах против коммунизма, так почему с ним надо бороться?", – говорил король. Практически каждый год он приезжал в Москву, а отсюда – в Ленинград, Пятигорск, Евпаторию. Уникальное фото – Закир-Шах в Крыму посещает пионерский лагерь "Артек". И вот еще коллаж из артековской стенгазеты. В 73-м король Афганистана был свергнут с престола своим братом и монархия перестала существовать.

Но народ королевскую семью чтит и помнит. Над Кабулом возвышается огромный пантеон. В центре колоннады – черный гроб. Он, правда, ненастоящий.

Прямо под могилой Закир-шаха для туристов находится настоящий некрополь. В этой подземной галерее собирались хоронить всех членов королевской семьи. Она освещена естественным светом, через потолок пробиваются солнечные лучи. Говорят, что если сделать полный круг по галерее, то любые мечты сбудутся.

Здесь действительно покоятся прах и останки всех членов королевской семьи и самых близких поданных.

Нам удалось узнать, кому принадлежит эта свежая могила, – казалось бы, безымянная. Здесь пять месяцев назад был захоронен сын Закир-шаха Мирвайз. Королевский род, конечно же, продолжается. Но в истории некрополя поставлена еще одна точка.

По некоторым данным, родственники последнего короля Афганстана проживают в Италии, Швейцарии и Соединенных Штатах. В прежнем качестве они, конечно, в Кабул не вернутся. От династии здесь остались только могилы и воспоминания.

В Афганистане не уверены наверняка, но историки утверждают, что знают точно. Прямо под этим некрополем находится могила султана Мухаммед Хана, прапрадеда Закир-шаха. Учитывая, что она была построена в 1861 году, сохранилась неплохо. Афганцы чтят память своих предков.

Вход в подземную усыпальницу для туристов закрыт, но к самому пантеону людей пропускают.

"Мы с другом учимся в Кабуле в медресе, – рассказывает Вакиль Ахмат. Родители отправили. Когда внизу, то Кабул не такой красивый, как наш Кандагар, он слишком большой и шумный. Но вид с этой горы – такого у нас дома нет. Здесь вообще горы вокруг, и сам город на высоте две тысячи метров. Это настоящая столица, она похожа сейчас на большое озеро среди гор. Мы каждую пятницу сюда приезжаем, просто гуляем, смотрим".

Житель Кандагара Башар Ахмади обратился в наше консульство в Кабуле. Надеется получить визу, хочет поехать к брату в Ростов: "Мне это будет очень интересно. Я так много хорошего слышал от брата о России, что хочу теперь все посмотреть сам. А еще я хочу там найти себе жену. У вас очень красивые женщины, точно лучшие в мире".

Ближе к закату на улицах Кабула машин становится все меньше. Торговцы разъезжаются с центральных площадей. Учитывая, что они живут далеко за городом, им завтра вставать в 5 утра и снова приезжать в город, предлагать свой товар, такой же, как у тысяч других.

Вечером, когда работа уже закончена, товар продан и мелочь упала в кошелек, буквально каждый афганский мужчина идет либо сыграть партию в крикет, либо посмотреть на других игроков. Это самый популярный вид спорта в стране.

Афганцы очень азартные люди, и крикет – их игра. Они занимаются этим в любом кишлаке. И есть результат, они – чемпионы.

Если точнее, то афганская сборная входит в десятку лидеров. При этом национального флага, что до сих пор на их спортивной форме, уже три года как нет. А непризнанный белый флаг талибов на международные соревнования не допущен. У исламского эмирата Афганистан нет и гимна. Духовные лидеры считают, что музыка развращает мусульманина и должна быть под запретом. И поэтому афганские игроки в крикет исполняют на стадионе слова из гимна несуществующей уже страны – Демократического Афганистана. Может быть, это кого-то и смущает, но только не болельщиков. Их миллионы – тех, которые молятся за команду дома. И тех, которые готовы проехать сутки на перекладных, чтобы попасть на игру. Афганцы болеют страстно и Аллах им часто улыбается. Команда уже поразила весь мир, одержав победу над действующими чемпионами и двумя бывшими призерами. Разгромили Англию, Пакистан и Шри-Ланку.

После очередной победы в раздевалке сборная поет уже не старый гимн, а древнюю афганскую песню. Смысл слов понятен: мы сражались и честно победили. И еще там есть слова: счастье к беднякам приходит редко.

Но жизнь-то все равно продолжается. И мы с вами дальше изучаем Афганистан. В следующих эфирах: неофициальная столица – пуштунский Кандагар. А еще вас ждет история о том, как талибы победили одно из самых страшных зол на планете.