Египет не видит в Северном морском пути (СМП) угрозы для Суэцкого канала и надеется, что маршруты будут дополнять друг друга.
Такое мнение в интервью "Известиям" высказал посол Египта в России Назих Эльнаггари.
Он подчеркнул, что Каир внимательно следит за развитием арктического маршрута и надеется на взаимовыгодное сосуществование транспортных коридоров.
Дискуссии о конкуренции между этими маршрутами усилились после инцидента с контейнеровозом Ever Given, который в марте 2021 года заблокировал Суэцкий канал, в результате чего потери мировой торговли, по подсчетам экспертов, составили порядка 70 миллиардов долларов.
Северный морской путь рассматривается как потенциальный дублирующий маршрут в случае подобных ЧП, но его использование ограничено навигационным периодом и необходимостью ледокольной проводки.
В свою очередь, египетский эксперт в области экономики и энергетики, профессор Вафа Али считает, что в ближайшем будущем Суэцкий канал не имеет реальных альтернатив.
"Несмотря на поиски обходных маршрутов, Суэц остается самым безопасным и эффективным торговым путем. Северный морской путь ограничен высокой стоимостью, сезонностью, малой глубиной (до 9 метров против 18,5 метра в Суэце) и необходимостью ледокольного сопровождения", — пояснила она "Известиям".
Посол также отметил, что сотрудничество между Россией и Египтом выходит за рамки логистики. Российские компании проявляют интерес к нефтегазовым проектам в Средиземном море и дельте Нила. Особое значение имеет проект АЭС "Эль-Дабаа", который, по словам дипломата, создаст новые возможности для занятости, научных исследований и развития национальных компетенций в Египте.
С ним согласна профессор Али, которая отметила, что Россия стала важным партнером арабской республики в вопросе поставок для покрытия дефицита природного газа, необходимого для работы электростанций.
"Точные механизмы решения энергетического дефицита невозможны без устойчивой российско-египетской координации в этом ключевом экономическом направлении", — заключила эксперт.
Ранее газета "Ведомости" узнала, что Минэкономразвития и госкорпорация "Росатом" не исключили установления экспериментального правового режима для эксплуатации беспилотников на Севморпути, а также на территориях Арктической зоны России.
В марте 2025 президент России Владимир Путин в ходе выступления на пленарной сессии Международного арктического форума рассказал, что объем грузового потока СМП к 2030 году может достигнуть 70-100 миллионов тонн.