Философия о том, как стать неуязвимым: как стоицизм помогает справиться со страхом и неопределенностью

Источник: unsplash.com
Читать Вести в MAX
Сегодня интерес к античной философии обусловлен поиском ответом на современные вызовы, которые стоят перед людьми. Многие воспринимают стоицизм как инструмент борьбы со стрессом и неопределенностью, но все ли знают о том, как зародилась эта философская школа и кто ее основатели? “Вести.ру” рассказывает, как стоицизм помогает смириться с неизбежным, управлять своим отношением к происходящему и о каком мировом пожаре говорили стоики.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Что такое стоицизм

Еще в третьем веке до нашей эры в Древней Греции возникла философская школа, которая призывала человека жить в согласии с добродетелью и разумом, сохраняя душевное равновесие независимо от внешних обстоятельств. Это философия трудных времен, турбулентности и неопределенности. И речь идет о стоицизме. Спокойствие перед лицом любых испытаний и контроль над своими реакциями — вот отличительные черты стоического образа жизни.

В основе стоицизма лежит убеждение, что человек достигает счастья, когда живет в согласии с природой, то есть с Логосом — универсальным разумным порядком. При этом все естественное подчиняется причинно-следственным связям: стоики видят мир не как хаотичное нагромождение событий, а как взаимосвязанную структуру. Эта идея перекликается с детерминизмом: в обоих учениях считается, что все подчиняется законам, которые человек не может изменить, и наше будущее предопределено.

И это совсем не означает, что нужно безвольно “плыть по течению”. Напротив, стоицизм предлагает путь активной внутренней работы: он учит различать то, что подвластно нашей воле, — мысли, поступки, суждения, — и то, что нельзя контролировать: болезни, мнение других, смерть. В этом, по словам мыслителей, и кроется свобода: не бороться с неизбежным, а управлять собой в его пределах.

Стоицизм — это попытка изменить не мир, а свое отношение к нему, находя силу через разум и самодисциплину, в спокойствии и мудрости. Эта философия не боится боли и не зависит от удачи — она учит мудрости, мужеству быть собой среди неведомого и хладнокровно переносить любые испытания. Тем не менее философия стоицизма строгая, говорящая о тяготах и трагизме человеческого бытия. И основатели школы призывают жить, не жалуясь и не проливая слезы. Согласно учению, мешать планам природы бессмысленно — нужно продолжать свое дело и искать свою линию поведения.

Источник: unsplash.com

Основные идеи и принципы стоицизма: чему учат стоики

Логика: проверяй свои суждения

Философия стоиков делится на три неотделимых друг от друга части: логику, физику и этику. Их взаимосвязь отражает “логичность” бытия и единство законов мирового Логоса, а именно правила причинно-следственной связи.

Логика часть делится на диалектику, которую мыслители считают искусством рассуждения и анализа высказываний, и риторику как навыку убедительной речи. Логика учит мыслить без ошибок и отличать правду от мнения. Соответственно, если человек будет судить о вещах правильно, то он не будет поддаваться страху, гневу и тревоге.

«Людей мучают не вещи, а представления о них», Эпиктет.

Стоики объясняли, что только с помощью разума люди смогут познать истинную природу явлений вещей и законы, которые управляют миром. Поэтому данное философское течение делает большой упор на развитие логического мышления.

Источник: unsplash.com

Физика: живи в согласии с природой, ведь все подчинено Логосу

Стоическая физика — это учение о природе и устройстве вселенной, которое объясняет, как устроен мир. Стоики представляли природу как единое живое целое, пронизанное божественным началом — Логосом. Под ним они понимали мировой разум или закон природы, который управляет всеми процессами в космосе и присутствует в каждой его частице. Бог отождествлялся с огненным началом вселенной, а именно был “творческим разумом”, который придает форму материальной стихии.

Вселенная с точки зрения школы стоицизма представляется как единое разумное целое, которым управляет Логос. Разум людей также подчиняется Логосу, и при этом человек здесь — часть природы, встроенная в порядок космоса и определяемая его законами.

Стоическая физика помогает понять свое место в космосе и не противиться естественному порядку. Философы как бы говорят: “Не ты хозяин мира, но часть великого живого. Живи в согласии с этим”. Отсюда представители школы стоицизма вывели принцип жить в согласии с природой: как с собственной рациональной, так и с общемировым порядком. Все события определены судьбой, которую установила именно природа.

Часть стоической физики — учение о мировом пожаре (экпиросис). Древние представители философской школы верили, что космос не вечный, и вселенной присущи циклы рождения и разрушения. И однажды он погибнет, — сгорит в пожаре, — но возродится снова. Все начинается с первоогня, то есть божественного Логоса, и в конце сгорает, возвращаясь в исходный огонь. И появляется новый мир — однако с теми же законами, предметами и событиями, что и предыдущие. И так до бесконечности.

Так, концепция экпиросис предполагает, что вселенная не вечна в своей форме, но вечна в сущности. Она отражает еще один признак стоицизма — фатализм: все происходит по заранее определенному порядку, и мир не хаотичен и бесцелен, а логичен, закономерен и цикличен. Мировой пожар — не случайность, а неизбежный этап, что подтверждает подчинение мира причинно-следственным связям. Каждый космос в точности повторяет предыдущий, и это отражает совершенство Логоса.

По словам мыслителя Марка Аврелия, “что бы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием".

Источник: unsplash.com

Этика: не трать силы на то, что вне твоего контроля

Учение о том, как стать добродетельным человеком и обрести счастье, — это центральный и практический раздел философии стоиков. Его ключевая идея: счастливым становится тот, кто живет в согласии с разумом и природой. Единственным настоящим и высшим благом философы обозначили добродетель. Все остальное — богатство, здоровье, наслаждение, болезни, убытки — не добро и не зло, а всего лишь “безразличное”. Под этим они имели в виду некую “нейтральную зону”, в которой практически ничего не зависит от воли человека.

Четыре главных добродетели:

  • мудрость — знание, как правильно поступать, понимание различий между добром и злом, развитие логического мышления;
  • справедливость — уважение к законам и правам других;
  • мужество — принятие вызовов жизни с достоинством, умение преодолевать страх и действовать решительно;
  • самообладание — контроль над эмоциями и желаниями.

Например, врач проводит сложную операцию и спасает человеческую жизнь не потому, что видит в болезни зло. Он следует своему предназначению, то есть принципу добродетели.

В стоицизме рассматривается и апатия, но не как равнодушие, а как свобода от разрушительных эмоций, то есть страстей, которые возникают из-за неправильного представления о добре и зле. Стоики учили: эмоции — результат ошибочного мышления, и их можно преодолеть через работу разума. Например, многих пугает конечность жизни, но смерть не ужасна — она естественна.

Философы нашли выход из страданий — они продумали идеал человека, который неподвластен обстоятельствам. Покорность им он превращает во внутреннюю свободу, а отсутствие надежды — в торжество над ними. Кроме того, стоики не отрицают свободу воли, которая выражается в отношении человека к миру и самому себе. И речь идет именно об эмоциональных реакциях на события.

Во власти человека, согласно стоической этике, находятся суждения, желания, намерения и действия. Вне власти — здоровье, чужое мнение, различные события и смерть. Это учит заботиться только о том, что подвластно тебе: быть внутренне свободным, даже служа обществу, оставаться справедливым правителем даже во время кризиса, сохранять достоинство даже перед смертью. Все остальное нужно принимать спокойно.

Принимай судьбу и события, которые от нас не зависят

Стоики придерживаются убеждения, что события разворачиваются согласно предначертанному природой порядку. Иначе говоря, в физике они фаталисты и детерминисты. Однако философы не считают, что предопределенное будущее — повод для пассивности и бездействия. Наоборот, они продвигают идеи осознанного согласия с неизбежным.

Хоть люди и не в силах повлиять на внешние события, у них есть свобода воли — они могут выбрать свое отношение к происходящему. Например, человека уволили с работы, и этого уже не изменить. Но он может выбрать: злиться и винить других либо принять ситуацию и искать новые возможности.

Фатализм в стоицизме учит признавать неизбежность событий, действовать добродетельно в рамках своего контроля и просто любить судьбу, даже если она жестока. Сенека подчеркивал:

“Большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со вселенной”.

Источник: unsplash.com

Представители стоицизма

Марк Аврелий

Марк Аврелий запомнился в истории человечества не только как правитель Римской империи в эпоху войн и эпидемий, но и как один из самых выдающихся стоических философов, чьи идеи до сих пор вдохновляют миллионы людей. Главный труд мыслителя, в котором он сформулировал принципы стоицизма, — это написанный на греческом языке личный дневник “Размышления”. Книга отражает глубокие мысли о жизни, долге, добродетели и принятии судьбы.

Император родился в 121 году нашей эры в знатной семье, получил качественное образование и с юности интересовался философией. Когда Аврелий взошел на трон, правление оказалось непростым: пришлось отражать натиск врагов на границах, подавлять восстания и пережить эпидемию чумы. В Афинах император учредил четыре философских кафедры: академическую, стоическую, эпикурейскую и перипатетическую. Тогда профессора впервые получили официальную поддержку власти, и им назначалось государственное содержание.

Изначально публикация “Размышлений” не планировалась. В этой книге правитель показал пример, как жить по стоическим принципам, исполняя свой общественный долг.

Космополис. Записи философа пронизаны идеями всемирного природного порядка и космополиса — братства всех разумных существ. В рамках концепции человек считается частью большого целого: природы и общества. Себя Марк Аврелий также видел скорее гражданином мира, нежели Рима. Так, стоик развивал идею, что люди должны действовать во благо “общемирового города”, быть социально ответственными и справедливо выполнять свой долг. Еще он призывал ни на кого не гневаться и прощать.

“Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней”.

Принятие судьбы — Amor Fati. По словам Марка Аврелия, все подчиняется Логосу, и даже страдания и смерть выступают частью природного порядка. Он призывал любить свою судьбу, несмотря ни на что, и подчеркивал важность смирения перед тем, что неподвластно человеку.

“Когда проснетесь утром, подумайте, какая это привилегия — быть живым, мыслить, наслаждаться, любить…”

Мимолетность жизни — Memento Mori. Нужно всегда напоминать себе о скоротечности жизни, чтобы ценить каждый момент и не тратить время на пустое, утверждал стоик. Смерть он считал естественной частью жизни, которую не следует бояться. Также философ часто вспоминал о бренности всего сущего: “Ты сам не более, чем мгновение”.

Контроль над поступками. Человек властен только над своими мыслями, суждениями и действиями, утверждал философ. Все остальное, включая мнения окружающих, неподконтрольно, и поэтому не должно вызывать беспокойство.

Источник: unsplash.com

Эпиктет

“Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных” — так гласила эпитафия на могиле стоика Эпиктета, которому ничего не помешало обрести мудрость и внутреннюю свободу, прожив часть жизни будучи рабом. Этот древнегреческий философ развил идеи стоицизма, придав им больше жизнерадостности и гуманистический оттенок.

Эпиктет, чье настоящее имя на самом деле неизвестно, родился во Фригии в 50 году нашей эры в семье рабыни. Вскоре юношу перевезли в Рим, и он разделил тяжелую участь, так же став рабом. Однажды его хозяин, Эпафродит, в гневе сломал будущему философу ногу, но тот показал стоическую невозмутимость перед болью и спокойно сказал: “Я же говорил, что вы ее сломаете”.

Освободившись от рабства, Эпиктет начал изучать философию у стоика Мусония Руфа. Но около 94 года был изгнан из Рима, когда император решил выслать мыслителей из столицы. Он переселился в Грецию и открыл собственную школу. Среди учеников был историк Арриан, который записывал беседы философа. Остаток жизни стоик провел в бедности и уединении, не вступая в брак и придерживаясь скромности.

Одна из главных заслуг Эпиктета — популяризация практического стоицизма и разработка методов духовных упражнений. По его словам, философия — это прежде всего образ жизни, а не теория. Фактически Эпиктет очистил стоицизм от излишней схоластики и сконцентрировался на практике самоконтроля и самосовершенствования, учил направлять энергию только на то, что зависит от нас. К тому же его этика была лишена суровости ранних стоиков: мыслитель подчеркивал братство людей и объяснял их пороки неведением, а не злым умыслом.

Стоик разделил все на две категории: что в нашей власти и что вне ее. Следовательно, он пришел к выводу, что страдания возникают, когда человек пытается контролировать то, что ему неподвластно. Также Эпиктет высказался и о свободе: он объяснял, что это не отсутствие цепей (напоминаем, что часть жизни он провел в рабстве), а независимость от желаний и страхов.

Главные труды Эпиктета, “Беседы” и “Руководство”, повлияли на христианство, передав идеи смирения и свободы духа, а также на когнитивно-поведенческую терапию и современный стоицизм.

Источник: unsplash.com

Луций Анней Сенека

Один из крупных представителей стоицизма — Луций Анней Сенека — родился в Испании и с детства обучался в Риме у лучших риториков и философов. Однажды его обвинили в связи с царской сестрой императора Калигулы, позже сослали на остров Корсика на восемь лет. Спустя годы он вернулся и получил огромную власть как советник императора Нерона, потому что до этого был его наставником. Но однажды Нерон заподозрил стоика в измене и приказал покончить с собой. Луций Анней встретил смерть, приняв ванну с теплой водой, перерезав вены и выпив яд.

Сенека адаптировал стоицизм для римской аудитории и написал множество сочинений, трагедий и эссе: “Нравственные письма к Луцилию”, “О гневе”, “О милосердии” и других. Задачей Луция Аннея стало побудить читателя к философии, укрепить в нем стремление к добродетели и прояснить стоическую позицию. Главное содержание множества трудов — этика добродетели, также большое внимание уделялось теме страстей.

Смерть — не зло, а естественный конец. И по словам Сенеки, страх смерти бессмыслен, ведь она неизбежна и не находится под контролем человека. Тем не менее для преодоления страха, чтобы ценить жизнь, Луций Анней рекомендовал ежедневно размышлять о смерти — Memento Mori. Философия стоика — не о мрачном фатализме, а о свободе через осознание конечности. И жить нужно “здесь и сейчас”, концентрироваться на настоящем и не откладывать добродетель на потом.

Сделать философию стоицизма практическим наставником для каждого человека — еще одна цель, которую преследовал представитель школы в своих трудах. Сенека утверждал, что философия учит действовать, а не говорить, и ее уроки нужны как юношам, так и пожилым. Хотя сам он был богат, но утверждал: не важно, сколько у тебя имущества — важно, как ты им распоряжаешься. Он советовал время от времени добровольно отказываться от комфорта, чтобы не стать его рабом.

Влияние Сенеки на последующие времена было огромным. В эпоху Ренессанса он был одним из тех, через кого возродились стоические идеи, трагедии философа были заложены в основы европейского театра, его цитировали христианские мыслители, а образ Луция Аннея — мудреца при дворе тирана — стал символом конфликта между философией и властью.

Источник: unsplash.com

Зенон Китийский

Основоположник стоической школы — Зенон Китийский. Именно его идеи о добродетели, природе и контроле над эмоциями легли в основу одной из самых влиятельных школ античности.

Будущий философ родился около 334 года до нашей эры в городе Китион на Кипре. Он занимался морской торговлей, но судьба привела его в Афины: по преданию, юноша оказался там после того, как пережил кораблекрушение у берегов Греции. В Афинах Китийский зашел в книжную лавку и наткнулся на сочинение Ксенофонта “Воспоминания о Сократе”. Образ мудреца Сократа, описанный в трудах, невероятно поразил Зенона, и с тех пор он с головой погрузился в философию. Позже Китийский стал учеником Кратета Фиванского, затем начал преподавать науку в афинской Стое Пойкиле — отсюда школа и получила название “стоической”.

Зенон из Кития заложил основы стоической физики — учения о природе как едином одушевленном организме, который пронизан божественным началом. Основатель философской школы разделил философию на три ветви, обозначив логику как инструмент поиска истины, физику как учение о природе и этику как искусство жить добродетельно. Единственным благом он считал добродетель, все остальное мыслитель призывал считать “безразличным”.

Развивать отдельные идеи стоицизма продолжили ученики Зенона: Клеанс и Хрисипп. В последующие века философия сохранила преемственность идей Китийского, хотя и подверглась изменениям. Стоицизм повлиял и на другие эпохи и культуру: на христианскую мораль, Ренессанс, Просвещение, психологию и так далее. Принципы этой философской школы остаются актуальными в 21-м веке.

Источник: unsplash.com

Кто повлиял на возникновение стоицизма

Стоицизм вобрал в себя идеи некоторых древнегреческих мыслителей и школ.

Философ Идеи, повлиявшие на стоицизм

Гераклит

  • Логос — разумный космический закон, который управляет всем сущим. Так, представители стоицизма сделали Логос (Бог, природа и разум) — основой своей физики и этики.
  • Мир находится в постоянном движении и изменении, и это динамическая картина космоса, в которой все связано.
  • Борьба противоположностей создает гармонию. Стоики говорили о судьбе и провидении как о разуме, который гармонизирует конфликты.
Аристотель
  • Цель жизни — эйдэймония, то есть счастье и благополучие.
  • Добродетель как устойчивое состояние души. Стоики унаследовали идею, но сделали ее единственным благом, тогда как у Аристотеля есть и внешние блага.
  • Формальная логика развивалась с опорой на труды Аристотеля и мегариков.
Ученики Сократа (мегарики)
  • Главную ценность имеют разум и логическое мышление.
  • Добродетель либо есть, либо отсутствует, и промежуточных состояний не бывает.

Цитаты философов-стоиков

  • “Никогда не позволяйте будущему тревожить вас. Вы встретите его, если это будет необходимо, тем же оружием разума, которое сегодня вооружает вас против настоящего”, — Марк Аврелий.
  • “Все, что мы слышим, — это мнение, а не факт. Все, что мы видим, является перспективой, а не правдой”, — Марк Аврелий.
  • “Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии”, — Марк Аврелий.
  • “Все хорошие люди — друзья друг другу”, — Зенон.
  • “Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека”, — Сенека.
  • “Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму”, — Сенека.
  • “У солнца нет зрителей, пока оно не затмится. Настолько больше свойственно нам от природы восхищаться новым, нежели великим”, — Сенека.
  • “Иногда даже жизнь — смелый поступок”, — Сенека.
  • “Наша жизнь — пьеса, в которой Бог распределил роли. Нам остается лишь с достоинством сыграть!” — Эпиктет.
  • “Вся философия заключается в двух словах: выдерживай и воздерживайся”, — Эпиктет.
  • “Свобода — это независимость мысли”, — Эпиктет.
Источник: unsplash.com

Критика философии стоицизма

Еще в античности стоицизм подвергся критике, и многие оппоненты сходились на том, что стоическая добродетель чрезмерно строга, теория спорна, а идеал мудреца недостижим. Одними из первых бросили интеллектуальный вызов словам стоиков скептики платоновской академии. Они утверждали, что невозможно достичь абсолютно достоверного знания, как того требовали стоики. Также мыслители уверяли, что когнитивные впечатления не могут служить критериями истинности.

Эпикурейцы провозглашали удовольствие источником счастья и считали, что стоическое отрицание наслаждений и страстей противоречит природе человека. Стоические философы упрекались в излишней религиозности и фатализме, а также в том, что превращают жизнь в постоянную борьбу с эмоциями вместо их принятия. Аристотель и его последователи считали, что учение о стоицизме игнорирует сложность человеческой души и делит ее лишь на разум и страсти.

С распространением христианства стоическое учение получило новую волну критики, на этот раз с позиции религии. Даже несмотря на то, что ранние христианские авторы заимствовали некоторые идеи у стоиков, они указывали многие противоречия между двумя мировоззрениями. Одно из отличий: стоицизм провозглашает автономию человеческой добродетели, а христианство настаивает на смирении, признании греховности и зависимости от Божьей благодати. Также представители религии обвиняли стоических мыслителей в гордыне и чрезмерной вере в собственные силы, что было несовместимо с христианской любовью и милосердием.

Писатель-христианин Лактанций критиковал учение за то, что сострадание считалось иррациональной страстью, которая недостойна мудреца. Он подчеркивал бессердечие философов и говорил, что они, запрещая жалось, лишают людей человечности. Ведь основа любви к ближнему — это сострадание. Другой мыслитель, Аврелий Августин, указал на расхождение между стоической теорией и практикой на примере самоубийств стоиков. Зенон, Катон, Сенека — все они убили себя своими же руками. По мнению Августина, жизнь стоиков нельзя назвать счастливой, если их бездействие привело к самоубийству. Он отметил, что у философов не было надежды на спасение, которую предлагает христианство.

Один из ярых критиков стоицизма — Фридрих Ницше — называл их идеи “моралью слабых” и обвинял в самообмане: стоик насильно подавляет в себе живые импульсы, воображая, что сама природа подчинится его воле, а добродетелью они прикрывают свою угнетенность и покорность. Ницше отмечал, что философы подавляют эмоции, боятся своих страстей и рационализируют природу.

Если все предопределено Логосом, как человек может быть свободен в выборе? Зачем философы призывали к апатии, если эмоции — часть человеческой природы, отрицание которой может привести к холодности и бесчувственности? Вопросов к стоицизму от представителей различных школ накопилось много. На рубеже 20–21 веков, случился новый всплеск интереса к стоицизму, а затем возник и современный критический пересмотр учения с разных точек зрения: морали, психологии, социальной ответственности, феминизма и других.

Источник: unsplash.com

Практика стоицизма в современном мире

Психотерапия

Сегодня, в турбулентные времена, интерес к стоицизму возродился, и встретить принципы этой античной философской школы можно в различных сферах. Например, в одном из самых популярных психотерапевтических подходов — когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

КПТ, которая применяется при лечении тревоги, депрессии, панических атак, фобий и ряда других психических расстройств, пересекается со стоической философией. Основная цель терапии — выявить и избавиться от ошибок мышления, неосознанных убеждений и негативных мыслей, тем самым скорректировав восприятие и эмоциональные реакции человека. Создатель когнитивной терапии Аарон Бек объяснял, что именно искажения мышления вызывают проблемы с чувствами и эмоциями. Стоики придерживались такого же мнения, говоря, что людей мучают не вещи, а представления о них.

Философия стоицизма призывала управлять разумом, чтобы управлять чувствами, а КПТ — преобразовывать неосознанные мысли, чтобы изменить поведение. Фактически это одна и та же идея. Еще в ходе прохождения терапии людей учат фокусироваться на зонах контроля, что также соответствует стоической идее учиться отличать то, что тебе подвластно, а что — нет. Даже Аарон Бек обращал внимание, что философские предпосылки КПТ восходят к стоицизму.

Некоторые психологи и психотерапевты интересуются стоицизмом, так как он:

  • предполагает, что эмоции возникают не из-за самих событий, а из наших суждений о них;
  • акцентирует личную ответственность за внутреннее состояние;
  • нацелен на адаптацию и принятие реальности, а не бегство от нее;
  • помогает отделить то, что человек может изменить, от того, что ему неподконтрольно.

Военная и правоохранительная сферы

Сотрудники правоохранительных органов и военные могут применять стоические принципы, так как это философия внутренней дисциплины, моральной устойчивости и эмоционального самоконтроля, которые так важны в работе. Часто их род деятельности связан с постоянным стрессом и неопределенностью, и идея “управляй собой, а не обстоятельствами” оказывается крайне полезна. Чтобы подготовиться к критическим ситуациям, некоторые служащие мысленно представляют трудности заранее, чтобы встретить их без паники.

Важен стоический принцип добродетели: разум, мужество, справедливость и умеренность помогают сохранить достойное поведение человека в неоднозначных ситуациях. Также крайне полезной может оказаться эмоциональная устойчивость, выработанная благодаря стоицизму, особенно при виде жестокости, боли и смерти.

Источник: unsplash.com

Бизнес и менеджмент

Стоические принципы активно используют управленцы и предприниматели. Они учатся сохранять спокойствие в кризисных реакциях, контролируя реакцию, а не обстоятельства, а также следуют правилу “меньше эмоций — больше действий” в переговорах или конфликтных ситуациях. Стоическое учение помогает выстроить внутреннюю опору и принимать рациональные решения даже под давлением. Известно, что идеи стоической философии отражаются в некоторых принципах руководства основателя Amazon Джеффа Безоса и экс-главы X (ранее Twitter) Джека Дорси.

Образование

Стоицизму есть место и в образовании: он способен развить личную ответственность, эмоциональную устойчивость и критическое мышление у учащихся. Например, студенты медицинских вузов могут применять стоические принципы для управления стрессом и повышения эффективности обучения. Негативная визуализация способна помочь подготовиться к возможным трудностям, а разделение на контролируемое и неконтролируемое — снизить тревогу. Принципы философской школы находят применения в различных образовательных программах, от школы до университетов и онлайн-курсов, предлагая инструменты для формирования осознанных и устойчивых личностей.

Юриспруденция

Стоицизмом можно назвать сочетание добродетели, разума и справедливости, а юриспруденция — сфера, в которой требуется сохранять спокойствие перед лицом конфликта, честность при моральных дилеммах и способность ясно мыслить под давлением. Ввиду этого можно сказать, что стоические принципы распространяются на деятельность юристов и судей. Они пересекаются с тем, что в суде важно умение не реагировать импульсивно, особенно при провокациях, угрозах и манипуляциях. И, конечно, профессионалам важно уметь сохранять беспристрастность и принимать решения без эмоций — так, как учили стоики.

Источник: unsplash.com

Книги о стоицизме

“Стоицизм на каждый день: 366 размышлений о мудрости, воле и искусстве жить”, Райан Холидей и Стивен Хансельман

Книга “Стоицизм на каждый день” представляет собой практическое руководство по философскому направлению, оформленное в виде ежедневника. В ней собраны размышления на каждый день года и цитаты стоиков: Марка Аврелия, Сенеки, Эпиктета и других. Каждая из них дополнена кратким комментарием авторов, которые объясняют точку зрения стоика и рассказывают, как применять идеи мыслителей в современной жизни.

Всего труд содержит 366 мыслей, учитывая еще один день високосного года. Делится он на три дисциплины — волю, действие и представление — и предлагает читателям осмыслить множество важных тем: эмоции, добродетель, мужество, смерть, принятие, долг и так далее.

“Стоицизм на каждый день” помогает развить внутреннюю устойчивость и хладнокровие перед трудностями и сосредоточиться на ценностях и дисциплине. Также книга учит не тратить энергию на то, что от нас не зависит, и превращает стоическую философию в ежедневную практику самосовершенствования.

13 января. Круг контроля.

“Зависит от нас свобода воли и все дела, зависящие от свободы воли, а не зависит от нас тело, части тела, имущество, родители, братья, дети, отечество — словом, общество”, “Беседы”, Эпиктет.

Это достаточно важно, чтобы повторить: мудрый человек знает, что входит в его круг контроля, а что лежит вне его.

Хорошая новость: легко помнить о том, что зависит от нас. Согласно учению стоиков, в круге контроля находится только одно: ваш разум. Это верно: ведь даже ваше собственное тело не находится полностью внутри такого круга — в любой момент вы можете заболеть или получить увечье. Вы можете путешествовать по чужой стране и попасть там в тюрьму.

“Спокойствие. Стоицизм — путь мудреца”, Мэттью Дж. Ван Натта

Для людей, которые ищут простое и понятное введение в стоицизм, стремятся научиться управлять своими эмоциями, мыслями и желают научиться применять философские принципы в повседневной жизни, Мэттью Дж. Ван Натта написал книгу “Спокойствие. Стоицизм — путь мудреца”. Автор объясняет, что стоицизм помогает привести жизнь в порядок, учит думать по-новому и жить счастливой жизнью.

В первой части произведения Мэттью обозревает теорию стоицизма и объясняет его принципы и суть. Вторая половина книги посвящена знаниям, которые можно применять в повседневной жизни: как контролировать эмоции, как стать уверенней и так далее. Плюс “Спокойствие. Стоицизм — путь мудреца” содержит ряд практических заданий.

Источник: unsplash.com

“Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека. 53 кратких урока ныне живущим”, Массимо Пильюччи

Современный американский философ и биолог Массимо Пильюччи переосмыслил стоическое учение и адаптировал классический труд Эпиктета “Энхиридион”, изложив его в формате небольших уроков в книге “Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека. 53 кратких урока ныне живущим”. Первый раздел представляет собой введение в стоицизм, вторая часть — центральная — это и есть руководство. В третьем разделе автор объясняет, почему он переосмыслил некоторые темы, которые упоминались у Эпиктета, и как он видит современный стоицизм.

“Эго — твой враг”, Райан Холидей

Оно мешает бороться, преодолевать трудности, принимать правильные решения и достигать успехов. Речь идет об эго — именно нездоровую веру в собственную значимость Райан Холидей как внутреннего врага. Его книгу “Эго — твой враг” можно рассматривать как руководство по преодолению эгоизма и развитию личной эффективности, основанное на стоической философии.

Первая часть книги “Эго — твой враг” рассказывает о том, как эгоизм мешает учиться и развиваться в начале пути. Вторая — как эго может привести к самодовольству и стагнации после достижения целей. Третья — как оно усугубляет неудачи и мешает восстановиться после поражений. В каждом из фрагментов Холидей приводит примеры из жизни исторических личностей, чтобы показать, как эго влияет на судьбы людей.

“Завтрак с Сенекой. Как улучшить качество жизни с помощью учения стоиков”, Дэвид Фиделер

“Читая Сенеку, я обнаружил, что за последние две тысячи лет природа человека практически не изменилась, и все, что он говорил, звучит очень современно. Тщеславие, жадность, честолюбие, стремление к роскоши и безудержное потребительство — характеристики римской элиты, праздного общества, подробно описанного Сенекой”, — писал Дэвид Фиделер.

Основные темы трудов Луция Аннея Сенеки раскрыл и осмыслил в своей книге “Завтрак с Сенекой” философ Дэвид Фиделер: как осознать природу дружбы, преодолеть тревогу и гнев, быть искренним, жить в обществе, обрести спокойствие и свободу и так далее. Автор книги объясняет идеи стоика, но при этом не упрощает их. Каждая глава “Завтрака с Сенекой” включает цитаты из произведений римского мыслителя, комментарии автора и практические рекомендации по применению стоических принципов в современной жизни.