Цифровой профиль мигранта: как работает и зачем он нужен в России

Источник: unsplash.com
Читать Вести в MAX
30 июня 2025 года в России начнут формировать цифровой профиль с биометрическими данными мигрантов, въезжающих в страну. Объясняем, зачем его разработали, заменяет ли он паспорт, как собирается вся ключевая информация об иностранцах и какие еще законы вступили в силу в 2025 году.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Новый закон для мигрантов в 2025 году

В январе 2024 года правительство Российской Федерации утвердило разработку цифровых профилей мигрантов, что указано в плане мероприятий по реализации в 2024–2025 годах концепции государственной миграционной политики.

Летом, с 30 июня 2025 года, начнется формирование цифрового профиля иностранных граждан, который должен упростить их учет и заменить бумажные патенты. Он поможет отслеживать, когда у мигранта истекают разрешительные документы, его место жительства, увольнение и устройство на новую работу. Эксперимент по сбору биометрических данных для создания профиля уже начался в декабре 2024 года.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин объяснил, что обновленная концепция государственной миграционной политики направлена на борьбу с нелегальной миграцией и повышение уровня безопасности. Еще одним важным направлением остается решение проблемы нехватки квалифицированных трудовых ресурсов.

Источник: unsplash.com

Что такое цифровой профиль мигранта и для чего он нужен

Цифровой профиль мигранта — это единая электронная система, содержащая личные и биометрические данные лиц, которые въезжают в Россию. Она позволит иностранцам получать различные услуги на территории страны, а органам власти — контролировать и управлять миграционными процессами.

Профиль мигранта включает следующую информацию об иностранном гражданине:

  • персональные данные;
  • миграционный статус;
  • биометрию;
  • историю пересечения границы;
  • трудовую деятельность;
  • финансовые операции;
  • медицинские данные;
  • контакты.

Документ удостоверяет личность иностранного гражданина и заменяет собой остальные миграционные документы, подтверждающие право работы и проживания в России. Он упрощает жизнь легальным мигрантам, но ужесточает контроль за нелегалами. Цифровой профиль мигранта будет необходим для проведения любых юридических операций на территории страны: от получения банковских услуг до аренды квартиры.

Для чего еще нужен цифровой профиль мигранта:

  • упрощение процедур: автоматизация постановки на миграционный учет, оформления патентов, разрешений на работу, ВНЖ и гражданства;
  • контроль за миграционными потоками: государство может отслеживать перемещения, сроки пребывания и занятость иностранных граждан;
  • борьба с нелегальной миграцией: выявление нарушителей с просроченными визами, фиктивной регистрацией, на незаконной работе и так далее;
  • интеграция в госуслуги: мигранты смогут получать онлайн-услуги, например, оформлять документы;
  • безопасность: при помощи цифрового профиля мигранта будет проходить проверка на наличие судимостей, связей с экстремистскими организациями.

Полный отказ от бумажных носителей планируется в 2026 году. Вместо бумажного патента будет электронный, вместо бумажной регистрации — QR-код мигранта, а при приеме на работу — цифровая подпись работодателя.

Изменения не коснутся граждан Беларуси, дипломатов, детей до шести лет, сотрудников консульств и международных организаций и их семей.

Источник: unsplash.com

Биометрия в цифровом профиле мигранта

Цифровой профиль мигранта будет содержать биометрические данные, а именно фотографию и отпечатки пальцев иностранца.

Эксперимент по сдаче биометрии проходит в два этапа. Первый — с 1 декабря 2024 года до 30 июня 2026 года в аэропортах Домодедово, Шереметьево, Внуково и Жуковском, а также при пересечении границы через автомобильный пункт пропуска Маштаково в Оренбургской области.

Второй этап начнется 30 июня 2025 года и продлится до 30 июня 2026 года во всех пунктах пропуска через российскую государственную границу. В этот же период будет проходить формирование цифрового профиля мигранта. Если эксперимент с биометрией будет признан успешным, правила будут действовать на постоянной основе.

Как создать цифровой профиль иностранца

Цифровой профиль мигранта будет формироваться на основании заявления иностранца. В нем указываются персональные данные, включающие ФИО, дату рождения и гражданство, цель визита и документ, разрешающий пребывание в стране. Также человеку необходимо предоставить биометрические данные, а именно отпечатки пальцев и фотографию, сделанные при пересечении границы.

Создать цифровой профиль мигранта можно будет несколькими способами: на границе при въезде в Россию, при оформлении документов в МВД или МФЦ, а также самостоятельно через приложение RuID (его можно назвать аналогом «Госуслуг» для мигрантов).

Как оформить QR-код для въезда на территорию России

С 30 июня 2025 года для пересечения границы иностранцам потребуется специальный QR-код, который нужно будет получить за 72 часа до прибытия в Россию и предъявить на пункте пропуска. Для этого нужно пройти регистрацию в приложении “Госуслуги RuID”.

  1. Зарегистрироваться в приложении “Госуслуги RuID”.
  2. Указать личные данные и загрузить фотографию в профиль.
  3. Оформить электронную заявку, указав цель визита и срок пребывания в России.
  4. Получить специальный QR-код и показать его на границе.

Карта иностранного гражданина в Москве

В 2024 году в Москве запустился проект по выдаче электронных карт иностранцам и лицам без гражданства, которые временно пребывают на территории страны. Карта иностранного гражданина включает ФИО, дату рождения, пол, фотографию, гражданство и подпись. Она выдается в московском многофункциональном миграционном центре (ММЦ) при получении патента для работы в столице и Подмосковье.

Карта иностранного гражданина нужна, чтобы подтвердить получение патента, прохождение обязательных процедур (дактилоскопической регистрации, фото, медосвидетельствования), а также оплачивать поездки в общественном транспорте с помощью встроенной карты “Тройка”. Она действует пять лет с даты выдачи.

Опыт других стран в цифровизации миграционного процесса

ОАЭ: UAE Pass

В Объединенных Арабских Эмиратах существует национальная цифровая идентификация для граждан, резидентов и гостей UAE Pass. Мигранты могут управлять визами и резидентскими документами благодаря интеграции UAE Pass и ICA Smart Services.

Система предоставляет доступ ко многим государственным услугам, цифровому подписанию, проверке и запросу их цифровых версий, а также заменяет бумажные документы. С помощью UAE Pass жители страны и иностранцы могут открывать в некоторых банках счета в удаленном режиме, оплачивать коммунальные услуги, страховые премии и вносить другие платежи.

Европа: ETIAS и EES

Европейская система информации и авторизации путешествий (ETIAS) — это электронное разрешение на въезд для безвизовых мигрантов, разработанное Европейским Союзом. Ожидается, что система начнет функционировать в последнем квартале 2026 года и позволит иностранным гражданам находиться в любой из 30 европейских стран в течение 90 дней в любой 180-дневный период.

ETIAS будет обязателен для безвизовых стран, но не заменит визы для других государств. Для подачи заявки на ETIAS понадобятся паспорт со сроком действия от трех месяцев и адрес электронной почты. После заполнения онлайн-формы нужно будет заплатить семь евро.

Вторая европейская новинка — EES, то есть система регистрации пересечений границы. Она заменяет штампы в паспортах на автоматическую регистрацию въезда и выезда в страну, собирает и хранит биометрию для шенгенских виз. ИТ-система интегрирована с базой данных Interpol.

ESS разработана для предотвращения нелегальной миграции и обеспечения безопасности граждан Европы. С ее помощью будут контролироваться лица с просроченным сроком пребывания, а также случаи мошенничества с документами. Запуск системы запланирован на октябрь 2025 года.

США: USCIS ELIS

В Соединенных штатах за обработку заявлений на получение виз, вида на жительство, разрешений на работу и других иммиграционных процессов отвечает служба гражданства и иммиграции USCIS. Агентство предоставляет множество онлайн-инструментов и ресурсов, которые содержат информацию об иммиграции, сроках обработки запросов, статусе дела, сборах и так далее.

В числе ранних разработок USCIS — электронная система иммиграционных заявлений ELIS, которая была предназначена для иностранных граждан, подающих заявления на визы, грин-карты или гражданство. В личном кабинете мигранты могли отслеживать статус дел, загружать дополнительные документы и получать уведомления об изменениях.

Со временем ELIS была заменена на USCIS Online Account (myUSCIS), которая вскоре и стала основной системой для онлайн-подачи иммиграционных документов. Биометрические данные мигрантов хранятся в базе IDENT, которой управляет Министерство внутренней безопасности США.

Источник: unsplash.com

Вступившие в силу новые законы в 2025 году

Сокращен срок пребывания в России для безвизовых иностранных граждан. С 1 января максимальный период пребывания мигрантов на территории страны в безвизовом порядке ограничен 90 днями в течение календарного года. Ранее срок составлял 90 дней в каждом 180-дневном периоде.

Вступил в силу режим высылки иностранцев и лиц без гражданства. С 5 февраля 2025 года МВД получило право принимать решение об административном выдворении иностранных граждан, которые незаконно находятся на территории России. Ранее такое решение мог принимать только суд.

Согласно статье 9.1 №115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, режим высылки применяется к иностранцу с момента внесения сведений о нем в реестр контролируемых лиц. Новые поправки направлены на ускорение процесса депортации мигрантов, нарушивших законы страны.

Ограничился срок постановки на миграционный учет. С февраля этого года, согласно постановлению правительства от 4 декабря 2024 года №1715, срок постановки иностранного гражданина, который временно пребывает в стране, на миграционный учет составляет максимум один год. Ранее срок ограничивался сроком действия договора аренды или визы.

Ужесточились условия получения разрешения на временное проживание (РВП). С января 2025 для получения РВП на основании брака с гражданином России иностранцу необходимо состоять в браке не менее трех лет. Исключение: в браке у супругов есть общий ребенок.

Изменился порядок получения SIM-карт. Сегодня мигранты могут получить SIM-карты только при личном посещении салона связи, после подтверждения личности и прохождения биометрической идентификации. Те иностранные граждане, которые приобрели карту до 1 января 2025 года, должны переоформить ее до 1 июля 2025 года. В противном случае оператор сотовой связи заблокирует номер. Также иностранцы не смогут оформлять более 10 SIM-карт на одного человека. Изменения были внесены в Федеральный закон “О связи” для борьбы с телефонным мошенничеством.

Дети иностранцев должны сдать экзамен по русскому языку перед поступлением в школу. Новое правило вступило в силу в начале апреля 2025 года. В тест входит как устная, так и письменная часть. Сложность задач варьируется в зависимости от годов обучения. Минимальное количество правильных ответов на вопросы в тесте должно будет составлять 90%.

В Москве и области мигрантов будут регистрировать в приложении. С 1 сентября 2025 года начнется эксперимент по внедрению новых механизмов учета иностранцев. Приезжим понадобится скачать мобильное приложение и при помощи него передавать территориальным органам МВД информацию о своем местонахождении. Нововведение затронут мигрантов, которые прибыли в Россию без виз для работу по патенту, и тех, кто имеет право трудиться без патента или разрешения на работу в соответствии с федеральным законом или международными договорами.

Можно будет работать в двух регионах по одному патенту. На первом этапе нововведение распространяется на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для реализации такой возможности между регионами должно быть подписано соглашение с условиями сотрудничества. Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, но пока в рамках пилотного проекта, который продлится до 1 сентября 2029 года.