По данным Госавтоинспекции, на конец 2024 года в России зарегистрировано почти 7 миллионов грузовых автомобилей. Однако, по информации Федеральной налоговой службы, в 2023 году численность водителей у компаний и индивидуальных предпринимателей составляла чуть более 495 тысяч человек. Авторы законопроекта обратили внимание, что отсутствие четких требований к перевозчикам позволяет организациям без собственных ресурсов участвовать в операциях на рынке, которые в ряде случаев имеют непрозрачный характер.
Это, продолжили авторы инициативы, приводит к теневой занятости, когда водители не оформляются в штат или работают по гражданско-правовым договорам, что снижает налоговые отчисления и лишает водителей права на социальные гарантии. Кроме этого, в подобных условиях отсутствует контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителями, что повышает показатели аварийности на дорогах.
Предполагается, что новые меры помогут устранить эти проблемы и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
В связи с этим предложено скорректировать понятие перевозчика: им будет признаваться юрлицо или ИП, принявшие на себя обязанность своими силами или с привлечением своих работников и с использованием транспорта, принадлежащего им на праве собственности, перевезти пассажира или груз в пункт назначения и выдать багаж уполномоченному на его получение лицу.
"Таким образом, псевдоперевозчики не смогут выполнять коммерческие перевозки грузов или пассажиров. Законопроект распространяется не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства, а только на тех, которые осуществляют коммерческие перевозки грузов, пассажиров и багажа", — пояснил "Известиям" президент АО "Итеко" Евгений Бабаев.
Аналогичное требование предлагается закрепить за перевозчиками при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автотранспортом и городским наземным электротранспортом.
Ранее стало известно, что российским грузоперевозчикам могут запретить работать с анонимными заказами, чтобы перекрыть каналы поставок контрабанды и опасных грузов.
Кроме того, в мае тарифы на автомобильные грузоперевозки почти сравнялись с показателями прошлого года, снизившись лишь на 3,3%.