![]() |
Автор: Полина Григорьева редактор "Вести.ru" |
Детство и юность философа
15 октября 1844 года в глубоко верующей семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и его жены Франциски родился мальчик, которому было суждено стать великим философом, поставившим под сомнение ключевые нормы культуры и морали XIX–XX веков. Его родиной стал небольшой город Реккен, находившийся на рубеже Пруссии и Саксонии. Мыслитель появился на свет в день рождения короля, поэтому родители и называли его в честь правителя — Фридрих Вильгельм Ницше.
Детство поэта прошло в строгой, но интеллектуальной среде, что оказало значительное влияние на его будущую философию. Отец Ницше был образованным человеком, увлекающимся музыкой и литературой, и это передалось сыну.
В 1846 году у философа появилась сестра Элизабет, сыгравшая немалую роль в его судьбе, и брат Людвиг Йозеф — но он скончался в 1849 году. За полгода до смерти брата умер измученный страданиями и безумием отец Ницше — тогда Фридриху Вильгельму было всего пять лет. Воспитанием философа в одиночку занималась Франциска.
Весной 1850 года семья переехала в Наумбург, где жили родители Франциски Ницше. После потери отца мальчик пережил тяжелое горе и носил в своем сердце скорбь, и, вероятно, именно это способствовало его ранним размышлениям о жизни, смысле и смерти. Детство, омраченное утратой близких и строгим религиозным воспитанием, заложило основу для его интереса к экзистенциальным вопросам.
В 1854 году Фридрих поступил в городскую школу для мальчиков, а позже, в 1858 году, в Наумбургскую кафедральную гимназию. Учеба давалась легко, и выдающиеся способности он проявлял еще с ранних лет: рано научился читать, играть на фортепиано и сочинять стихи. В гимназии Ницше получил стипендию для обучения в королевской школе-интернате Пфорта, где начал изучать филологию и древние языки. Также он увлекался поэзией и музыкой, а особенно близко ему было творчество Шопена, Шумана и Вагнера — последний впоследствии стал другом философа.
Несмотря на дружбу с одноклассниками, Фридрих часто чувствовал себя изолированным из-за своего интеллекта и нестандартного мышления. Он выделялся, был “не таким, как все”. И это чувство одиночества стало важной темой его поздних трудов. Кроме того, в подростковом возрасте мыслитель стал отходить от религии, чему способствовало изучение философии и чтение таких авторов, как Шопенгауэр. Потеря веры позже вылилась в известную фразу — “Бог мертв”.

Дружба Ницше и Вагнера
Дружба между Рихардом Вагнером и Фридрихом Ницше — известный и драматичный эпизод в истории европейской культуры XIX века, а также весьма значимая глава жизни философа. От восхищения до ненависти — так можно описать отношения этих двух великих людей, которые начались с интеллектуального союза и закончились разрывом из-за идейных и личных разногласий.
Ницше познакомился с Вагнером в 1868 году в Лейпциге, когда ему было 24 года, а композитору — 55. Философ, тогда еще студент-филолог, восхищался музыкой Вагнера, особенно оперой “Тристан и Изольда”. Они познакомились благодаря общим знакомым, и композитор, впечатленный эрудицией и энтузиазмом молодого человека, быстро сблизился с ним.
Вагнер стал для философа воплощением идеала художника и нового искусства, способного возродить античный дух трагедии. Сам он ценил Ницше за его глубокое понимание музыки и философии. Также их объединяло увлечение творчеством Артура Шопенгауэра.
Спустя несколько лет после знакомства композитор пригласил друга в свое имение в Трибшене (Швейцария), где тот стал частым гостем. Ницше проводил там много времени, общаясь с Вагнером и его женой Козимой, и в своих письмах даже называл их “отцом” и “матерью”. Он стал не просто другом, но и полноценным членом семьи Вагнеров. Своим друзьям он писал: “Вагнер воплощает в себе идеальный тип человека: у него изумительно богатый, великий ум, поразительно энергичный характер; этот очаровательный человек достоин любви, он горит желанием знать все”.
В этот период Ницше написал “Рождение трагедии из духа музыки”, где воспевал Рихарда как наследника древнегреческой трагедии и как великого реформатора искусства, а также стал профессором филологии в Базельском университете.
Как бы Фридрих Вильгельм ни восхищался Вагнером, со временем он стал сомневаться в друге и критиковать, что позже распространилось и на его творчество. Мыслитель стал замечать расхождения между своими идеалами и взглядами друга. Он начал критиковать культ личности вокруг Вагнера, его эгоизм и националистические идеи, а также излишнюю театральность и манипуляцию эмоциями. Ницше, стремившийся к интеллектуальной независимости, чувствовал, что Рихард требует лояльности и подчинения.
Ключевым переломным моментом стал переезд Вагнера и создание Байройтского фестивального театра в 1876 году. Композитор построил его, чтобы свободно исполнять свои оперы и возрождать немецкую культуру через музыку и драму. Театр должен был стать художественным центром и точкой притяжения элиты, ценящую искусство Вагнера. Но Ницше, посетив первый Байройтский фестиваль, пережил глубокий кризис: он увидел, что Байройт, вместо духовного праздника, превратился в светское событие для буржуазной публики и показа своего богатства и статуса. Мыслитель увидел, что самый близкий друг предал их общие идеалы ради успеха и признания.
В 1888 году Ницше закончил работу над произведением “Казус Вагнер”, в котором назвал Байройт символом упадка вагнеровского искусства — это как раз усилило идею мыслителя о том, что необходимо преодолеть старые ценности и создать новые. Там он подчеркивал, что композитор поддался буржуазным вкусам и христианским мотивам. Кроме того, Ницше написал еще одну книгу о когда-то близком ему друге — “Ницше против Вагнера». Эти две работы и ознаменовали окончательный разрыв дружеских отношений.

Женщины в жизни Ницше
“Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!”. Фридрих Ницше имеет репутацию женоненавистника, и не просто так, учитывая его резкие и противоречивые высказывания о представительницах женского пола. Несмотря на это, споры о его взглядах ведутся по сей день. С одной стороны, женщина для Ницше выступает метафорой слабости и негодности, неспособной размышлять о смысле жизни. С другой, философ говорит: “Совершенная женщина — более высокий человеческий тип, нежели совершенный мужчина”. Тем не менее, в его жизни была одна небезразличная ему женщина.
Российско-немецкая писательница, философ и психоаналитик Лу Андреас-Саломе родилась в 1861 году в Санкт-Петербурге. Она была образованной, независимой и харизматичной девушкой. С Фридрихом познакомилась, когда ей был 21 год, а свел их общий друг — философ Пауль Ре. Втроем они образовали дружескую “Святую Троицу” — союз свободных, духовных и философствующих умов — и планировали вместе жить, работать, путешествовать, обсуждать идеи, отказываться от традиционной “семейной” морали. Однако такая модель платонической дружбы оказалась утопической, ведь Ницше воспринимал Лу не как друга, а как потенциальную возлюбленную.
Ницше дважды делал Лу Саломе предложение руки и сердца, но девушка отказывалась, говоря, что ценит именно духовное родство. Он восхищался ее умом, доверял ей свои философские размышления, которыми больше не делился ни с кем. Он считал природу гения женственной. И отказ отразился на мыслителе крайне негативно: Фридрих почувствовал себя преданным и отвергнутым, разорвал отношения с Лу и Ре, стал использовать более жесткие и ироничные высказывания по отношению к женщинам. Писательница стала для немецкого философа воплощением “женского начала” — опасного и разрушительного.

На этом история с единственной возлюбленной в жизни философа окончена — до самой смерти он оставался один, так и не женившись.
Душевная болезнь и смерть Ницше
Тонка ли грань между безумием и гениальностью? Возможно. Тем более если речь идет о Фридрихе Ницше — символе “гения, сошедшего с ума”. Еще в молодости немецкий мыслитель страдал от сильных головных болей, нарушений зрения и пищеварения. Состояние здоровья резко ухудшилось после “туринского инцидента” в январе 1889 года — в тот день на глазах философа избили лошадь. Поэт потерял способность ясно мыслить и писать.
После срыва философа поместили в психиатрическую больницу. Врачи диагностировали прогрессивный паралич, который развился в связи с третичным церебральным сифилисом. Позже диагноз сменили на “маниакально-депрессивный синдром с периодическим психозом и с последующей сосудистой деменцией”. Современные исследователи выдвигают альтернативные версии: шизофрению или другое наследственное психическое заболевание, опухоль головного мозга, хроническое отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи предполагают, что он мог скончаться из-за лобно-сосудистой деменции.
В последние годы жизни о великом мыслителе заботилась мать, после ее смерти он переехал к сестре. Ницше уже не узнавал людей и не реагировал на происходящее вокруг, живя в полной умственной темноте. К концу жизни он стал знаменит, но не мог этого осознавать из-за своего состояния. В 1899 году поэт перенес инсульт и оказался парализован, спустя год — воспаление легких и еще один инсульт. 25 августа 1900 года Фридрих Ницше скончался в возрасте 55 лет и был похоронен в родном Реккене рядом с отцом.

Ключевые понятия философии Ницше
Wille zur Macht: “воля к власти”
Фридрих Ницше утверждал, что всякое живое существо хочет не просто существовать и выживать, а расти и побеждать препятствия. Центральным понятием его философии стала воля к власти, которую он понимал как фундаментальный импульс, движущий всем живым, — стремление к самоутверждению, росту, преодолению и расширению своей силы. При этом волю к власти философ рассматривал как движущую силу не только для человека, но и всей природы, культуры, морали.
Эта концепция тесно связана с идеей сверхчеловека — личности, которая преодолевает ограничения традиционной морали и создает свои собственные ценности. В этом контексте философ критиковал христианство, называя его моралью “рабов”, так как считал, что оно воспевает смирение, послушание и сострадание, подавляя естественное стремление к силе, самоутверждению и тому, чтобы получить власть. В противовес ему Ницше выдвинул идею “морали господ”, основанную на благородстве, воле и утверждении.
Amor fati: “любовь к судьбе”
Даже самые неприятные и уродливые стороны жизни — часть одного целого, и воспринимать их нужно без осуждения и с радостью. Это еще одна концепция, выдвинутая немецким философом Ницше. Но речь идет не об оптимизме и не о стоическом смирении. Amor fati — это принятие жизни и судьбы целиком, со всеми радостями и страданиями. Философская установка не приемлет жалости к себе, ностальгии и мечты о другой судьбе — человек должен быть способен превратить даже боль и потери в источник силы и смысла.
“Я хочу все больше учиться смотреть на необходимое в вещах, как на прекрасное: так, я буду одним из тех, кто делает вещи прекрасными. Amor fati: пусть это будет отныне моей любовью! Я не хочу вести никакой войны против безобразного. Я не хочу обвинять, я не хочу даже обвинителей. Отводить взор — таково да будет мое единственное отрицание! А во всем вместе взятом я хочу однажды быть только утвердителем!».

Ewige Wiederkunft: “вечное возвращение”
Достойно ли мы проживаем свою жизнь? Готовы ли мы проживать ее бесконечное количество раз? Философ предлагал представить, что вся жизнь, во всех мельчайших деталях, будет повторяться снова и снова. Причем не одно и то же событие, а все существование в том же виде без малейших изменений. Концепция “вечного возвращения” — это философский эксперимент, проверка того, способен ли человек полностью принять свою жизнь. Ницше иллюстрирует ее так:
“Что, если в один прекрасный день или вечер демон украдет твое самое одинокое одиночество и скажет тебе: “Жизнь, который ты сейчас живешь, будет повторяться снова и снова бесчисленное множество раз; в ней не будет ничего нового, каждая боль и каждая радость, каждая мысль и каждый вздох, все невыразимо малое и великое в твоей жизни будет возвращаться к тебе, в том же порядке и последовательности”.
Если человек готов переживать все заново бесконечное количество раз, значит, он полностью утверждает свою жизнь, а если нет — он не любит свою судьбу на самом деле. Принять “вечное возвращение” — значит не только терпеть, а восторженно любить всю полноту своей жизни (Amor fati) и проживать ее так, чтобы хотелось вернуть каждое мгновение.
“Бог умер”
В книге Фридриха Ницше “Веселая наука” есть ставшее повсеместно известным высказывание: “Бог умер”. И оно не означает буквальную физическую смерть Всевышнего, а символизирует глубокий философский, культурный и моральный кризис человечества, а также возникновение нигилизма, то есть духовной пустоты. Эта метафора означает конец эпохи, в которой Всевышний был источником всех ценностей и ориентиров.
Философ подчеркивал, что “Бог умер” не из-за внешних обстоятельств — люди сами его убили. Они отвергли его через рационализм, научный прогресс и критику религии. Христианские учения, которые веками служили опорой морали и смысла, перестали работать, а вера прекратила определять ценности. Так, Ницше считал, что вместо покорного следования традициям человек должен стать художником собственной жизни и самостоятельно творить смысл.

Сверхчеловек Ницше
Это высшая стадия развития человека. Личность с совершенным разумом. И это идеал, который отказался от традиционной морали и создает собственные ценности. Сверхчеловек — ключевая концепция, которую продвигает Ницше, ответ на экзистенциальный кризис, вызванный утратой веры в абсолютные истины и ценности. Его образ, который должен прийти на смену современному человеку, упоминается в нескольких работах мыслителя, но окончательную форму принимает в книге “Так говорил Заратустра”.
По словам мыслителя, человек — мост между зверем и сверхчеловеком. Он считал людей не завершением, а всего лишь переходной формой, материалом для создания нового существа, которое представляет из себя творца, символизирующего высшую индивидуальную свободу и творческую силу. Сверхчеловек воплощает этот новый тип, который возникает после того, как “Бог умирает”, и берет на себя полную ответственность за смысл своей жизни.
Воля к власти у “нового” человека достигает пика: он творит, утверждает новую мораль и преобразует себя и мир вокруг. Ницше подчеркивал, что это не грубое господство над другими, а способность говорить “да” судьбе. Эта воля в высшей форме человека становится энергией жизни и творческой переоценки.
В труде “Так говорил Заратустра” Ницше раскрывает процесс переоценки ценностей через три образа: верблюда, льва и ребенка. Сначала дух несет старые ценности — это верблюд. Потом бунтует и освобождается — лев. Наконец, ребенок — создает новые игры и смыслы.
Однако в XX веке нацизм грубо исказил идею сверхчеловека Ницше, превратив ее в расовую доктрину об “арийской расе”. Ницше был противником национализма и антисемитизма, а его концепция высшей стадии человеческого развития — духовный идеал, который не связан с расой и биологией. Причем в искажении концепции участвовала и сестра философа Элизабет, подгоняя его работы под идеологию нацистской партии.
Понятие подверглось изменениям и в массовой культуре: оно упростилось до эгоистичного лозунга “делай, что хочешь” и образа некого “супергероя”. Но Ницше не подразумевал, что сверхчеловек — циничный эгоист. Эта личность, которая превзошла себя и старые моральные рамки.

Книги
“По ту сторону добра и зла”, Ницше
Книга “По ту сторону добра и зла” была опубликована в 1886 году. Здесь прослеживается провокационная манера, характерная для “позднего” Ницше, критикуется современная культура и традиционная философия, а также развиваются идеи о морали, культуре и истине человеческой природы. Название отражает ключевую идею — выйти за рамки общепринятых представлений о добре и зле.
Философ говорил о своем труде “По ту сторону добра и зла”: “Ужасная книга, проистекающая на сей раз из моей души, — очень черная, почти каракатица. Меня она бодрит — как если бы я взял нечто “за рога”: по всей очевидности, не “быка”.
Каждая из девяти глав представляет собой сборник афоризмов и размышлений. Есть несколько ключевых.
Глава первая: “О предрассудках философов”. Книга Ницше начинается с критики традиционной философии за то, что она построена на неосознанных предрассудках мыслителей, которые пытаются обосновать их с помощью разума.
“Сила моральных предрассудков глубоко внедрилась в умственный мир человека, где, казалось бы, должны царить холод и свобода от гипотез, — и, само собою разумеется, она действует вредоносно, тормозит, ослепляет, искажает”.
Глава вторая: “Свободный ум”. Включает размышления о необходимости интеллектуальной независимости и скептицизма, а также описывается идеал мыслителя, освободившегося от догм. Ницше утверждал, что истинный философ должен подвергать все сомнению, включая собственные убеждения.
“Независимость — удел немногих: это преимущество сильных? И кто покушается на нее, хотя и с полнейшим правом, но без надобности, тот доказывает, что он, вероятно, не только силен, но и смел до разнузданности. Он вступает в лабиринт, он в тысячу раз увеличивает число опасностей, которые жизнь сама по себе несет с собою; из них не самая малая та, что никто не видит, как и где он заблудится, удалится от людей и будет разорван на части каким-нибудь пещерным Минотавром совести. Если такой человек погибает, то это случается так далеко от области людского уразумения, что люди этого не чувствуют и этому не сочувствуют, — а он уже не может больше вернуться назад. Он не может более вернуться к состраданию людей!”
Глава четвертая: “Афоризмы и интермедии”. Это сборник коротких, остроумных и провокационных высказываний философа, которые раскрывают основные идеи философа: воля к власти, “смерть Бога”, критика сострадания и так далее.
“Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен — правило”.
Глава девятая: “Что аристократично?”. Великий мыслитель рассуждает об иерархии, силе и превосходстве, которые позже легли в основу искажений его идей. Здесь же развивается концепция “морали господ” и “морали рабов”.
“Человек — это многообразное, лживое, искусственное и непроницаемое животное, страшное другим животным больше хитростью и благоразумием, чем силой, изобрел чистую совесть для того, чтобы наслаждаться своей душой, как чем-то простым; и вся мораль есть не что иное, как смелая и продолжительная фальсификация, благодаря которой вообще возможно наслаждаться созерцанием души. С этой точки зрения понятие «искусство» заключает в себе, быть может, гораздо больше, чем обыкновенно думают”.

“Так говорил Заратустра”, Ницше
Философская поэма “Так говорил Заратустра” считается одним из самых известных произведений Фридриха Вильгельма. Концепции сверхчеловека и воли к власти, отрицания морали и вечного возвращения — все они раскрываются в четырех частях книги, каждая из которой представляет собой серию речей пророка Заратустры. Эта поэма оказала огромное влияние на экзистенциализм, психологию, литературу и даже поп-культуру.
- “Из всего написанного я люблю только то, что пишется собственной кровью. Пиши кровью: и ты узнаешь, что кровь есть дух”.
- “Кто должен быть творцом в добре и зле, — поистине, тот должен быть сперва разрушителем, разбивающем ценности”.
“Антихрист. Проклятие христианству”, Ницше
В 1895 году после глубоко психологического кризиса Фридриха Вильгельма вышла в свет его работа “Антихрист. Проклятие христианству”. Она написана в резкой и местами агрессивной форме, и однажды вызвала большой скандал, считаясь радикальным и местами даже опасным произведением. В ней философ критиковал религию, которая, по его словам, превозносит слабость и смирение, подменяя естественную “волю к власти”. В книге “Так говорил Заратустра” немецкий философ сказал: “Бог мертв”, но в “Антихристе” пошел еще дальше: он нацелился разрушить авторитет христианства и открыть дорогу новой системе ценностей.
“Шопенгауэр как воспитатель”, Ницше
В третью из четырех частей цикла “Несвоевременные размышления” входит эссе “Шопенгауэр как воспитатель”, в котором немецкий мыслитель анализирует влияние философа на свое творчество и становление. Эта работа показывает ранее восхищение Ницше Артуром Шопенгауэром — поэт противопоставляет его поверхностной массовой культуре и конформизму. Также работа включает размышления о культуре, образовании и духовном состоянии Германии того времени.
Мыслитель писал: “Он честен, потому что говорит и пишет с самим собой и для себя самого, он весел, потому что мыслью одолел тягчайшее, и постоянен, потому что должен быть таковым. Его сила, подобно пламени при затишье, поднимается легко и прямо вверх, без колебаний, без дрожи, без волнения. При всех обстоятельствах он находит свой путь, так что мы даже не замечаем, что он искал его; он подвигается так быстро и уверенно, так неизбежно, как будто повинуется закону тяготения. И кто раз почувствовал, что значит среди нашего современного гибридного человечества найти однажды настоящее, определенно выраженное, стоящее и движущееся на собственных ногах, нестесненное и невзнузданное естественное существо, тот поймет мое счастье и мое изумление, когда я нашел Шопенгауэра. Я почуял, что нашел в нем того воспитателя и философа, которого я так долго искал”.
Главные цитаты Ницше
- “Человек есть нечто, что нужно преодолеть”.
- “Иногда люди не хотят слышать правду, потому что они не хотят, чтобы их иллюзии были разрушены”.
- “В любви всегда есть немного безумия. Но и в безумии всегда есть немного разума”.
- “Это не нравится мне”. — Почему? — “Я не дорос до этого”. — Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?”
- “Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана”.
- “Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью”.
- “Даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям”.
- “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду”.
- “Ты должен сжечь себя в своем собственном пламени: как иначе хотел бы ты обновиться, не обратившись сперва в пепел?”
- “Вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою”.
