Лев Николаевич Толстой: биография и литературный путь великого писателя

Читать Вести в MAX
Биография Льва Николаевича полна трудностей и философских поисков: он пережил войну, семейное счастье и духовный кризис, спорил с церковью и властью. Писатель оказал влияние не только на мировую культуру, но и на политиков, активистов и других выдающихся людей. О жизни Толстого, его работе военным корреспондентом, начале и расцвете творчества — в материале “Вести.ру”.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Происхождение и семья

9 сентября 1828 года в Тульской губернии в усадьбе “Ясная Поляна” родился один из самых известных писателей и философов — Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым из пяти детей, среди которых были Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария, и происходил из графской ветви дворянского рода Толстых.

Семья писателя была тесно связана с высшей аристократией. Отец Льва Толстого — Николай Ильич — был участником Отечественной войны 1812 года и полковником в отставке. Мать, Мария Николаевна, происходила из княжеского рода Волконских, который считался одним из самых знатных и старейших в России. Илья Андреевич, отец Николая и дед Толстого, стал прообразом графа Ростова в “Войне и мире”.

Детство и юность

Ранние годы Лев Толстой провел в окружении природы, деревенской жизни и богатой библиотеки. Писатель рано проявил наблюдательность, интерес к чтению и простому крестьянскому быту. Детство, полное счастья и теплых воспоминаний, глубоко повлияло на его мировоззрение. Но не только оно, но и ранние утраты родителей. Мать Льва Николаевича умерла, когда ему не было и двух лет, а отец — когда ему исполнилось девять. После их смерти все дети воспитывались до 1840 года дальней родственницей — тетей Александрой Остен-Сакен, а затем сестрой отца Пелагеей Юшковой.

Юность философа — время первых разочарований и попыток вписаться в дворянское общество. Он страдал от комплексов, был застенчивым, считал себя некрасивым и неуклюжим. В это же время Толстой увлекся философией, литературой и самоанализом, начав вести дневник — эта привычка сохранилась до конца его жизни.

Образование Толстого

Через несколько лет после переезда в Казань к тете Юшковой Толстой поступил в престижный Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако учеба ему не понравилась: экзамены он считал формальностью, учебу скучной, профессоров некомпетентными. “Все университетское устройство стоит на ложных основаниях”, — утверждал писатель.

“Большой человек мучает маленького, не имея на то никакого права. Учитель знает, что ученик мучается, краснея и потея, стоя перед ним; ему самому скучно и тяжело, но у него есть правило, по которому нужно приучать ученика говорить одного”, — писал Лев Толстой в журнале “Ясная Поляна”.

Несмотря на то, что Лев Толстой сдал на отлично вступительный экзамен по турецко-татарскому языку, в течение года он имел плохую успеваемость и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Вскоре он перевелся на юридический факультет, где увлекся французской философией. Но произошел конфликт с преподавателем истории — тот не терпел вольнодумства. Толстой покинул университет на втором курсе. Так, студенческая жизнь писателя продлилась до 1847 года, а далее он уехал в деревню в доставшуюся ему по наследству усадьбу и занялся самообучением.

Однако Толстого интересовали не все науки. Он готовился к кандидатским экзаменам в Москве, чтобы разобраться с этой проблемой, но вместо учебы увлекся светской жизнью. История повторилась в 1849 году после переезда в Санкт-Петербург — там мыслитель пристрастился к азартным играм.

Военная служба

Спустя четыре года после того, как Толстой покинул университет, в Ясную Поляну приехал его старший брат Николай, профессиональный военный и на тот момент действующий офицер армии. Он пригласил Льва Толстого присоединиться к службе на Кавказе, и тот согласился после крупного проигрыша в Москве. На службу писатель отправился в 1851 году и находился там до 1856 года. Его пребывание в армии делилось на три периода: кавказский, дунайский и севастопольский.

Кавказ (1851–1854). В начале военной службы писатель участвовал в экспедициях против горцев в качестве добровольца, а в 1852 году был определен в артиллерийскую батарею. Толстой служил на Терке и Сунже, пройдя через мелкие стычки, вылазки и караулы. Он наблюдал за солдатами и офицерским составом, за их бытом и подготовкой к бою, восхищаясь отвагой бойцов.

Дунай (с января по октябрь 1854 года). В конце 1853 года писатель решил перевестись в Дунайскую армию, где русские войска вели военные действия против Турции. Сначала в Бухаресте, а затем в Кишиневе он служил в управлении начальника артиллерии. Здесь Лев Толстой реализовал свою новую идею о создании журнала для солдат под названием “Военный листок”. Однако после пробного номера издание было запрещено царем.

Севастополь (1854–1855). В разгар Крымской войны 7 ноября 1854 года в Севастополь приехал Толстой Лев, добившись перевода с Дуная. На тот момент ему было 26 лет. К весне следующего года он оказался на южной стороне обороны, а затем был переведен на четвертый бастион, который считался самым обстреливаемым участком обороны города. Там Толстой провел череду изнурительных смен под непрерывными бомбардировками, видел смерть знакомых офицеров и солдат. В Севастополе он нашел то, что потом назовет своим главным героем, — правду.

Толстой стал одним из первых военных журналистов в России, отразив события тех лет в “Севастопольских рассказах”. Это были практически прямые репортажи с фронта, которые печатались в журнале “Современник”. Писатель рассказывал о простых солдатах, работе военных медиков, событиях на четвертом бастионе и не только. Статьи мгновенно принесли ему известность за правдивый и лишенный романтики взгляд на войну.

Начало литературного пути

Свои переживания в “кавказский период” Толстой отразил в повести “Казаки” (1852–1863). Во время службы он написал еще несколько произведений, каждое из которых было о войне, но без лишнего героизма: “Набег” в 1853 году и “Рубку леса” в 1855.

В то же время философ продолжал работать над автобиографией “Детство”, которую в 1852 году выпустил Н. А. Некрасов под названием “История моего детства” — такое переименование огорчило философа, но все же он продолжил дописывать повесть после публикации первой части трилогии в журнале “Современник”. Это был первый писательский успех Толстого.

Далее последовали труды “Отрочество” и “Юность”, которые задумывались как продолжение первой повести. Несмотря на то, что главным героем трилогии был не сам Лев Толстой, а вымышленный собирательный образ Николая Иртеньева, работа считается автобиографической. “Отрочество” писалось на рубеже кавказской и дунайской служб и появилось в “Современнике” в 1854 году в выпуске №10. В отличие от “Детства”, это более психологически углубленная проза: герой чаще ошибается, стыдится, сравнивает себя с другими и болезненно переживает провалы. На первый план выходят не детские эпизоды, а анализ сознания.

Финальная часть трилогии — “Юность” — создавалась в 1855–1856 годах и вышла в “Современнике” в 1857. Перед отправкой в редакцию Толстой показывал рукопись А. В. Дружинину и получил отзыв, что книга понравится “мыслящим”, но не “массе”, потому что “смутная и нескладная” юность не склонна к самообнажению. В самом тексте это и видно: герой — Николенька Иртеньев — входит в свет, пробует на вкус самолюбие, снобизм, идеи и самосовершенствование, постоянно ловя себя на фальши. Итог — не победа, а честность взгляда на собственные заблуждения.

Трилогию связывают и общий замысел, и фигура повествователя: это псевдоавтобиографическая “повесть воспитания” о взрослении Николеньки Иртеньева — двойника автора. “Детство” даёт опыт чувств и семейной памяти, “Отрочество” — психологию сравнения и самоунижения, “Юность” — болезненное самосознание и попытку поддержания нравственной планки. Именно здесь складывается толстовская манера “правды переживания”. Эта интонация, появившаяся в ранних повестях Толстого, потом напрямую выйдет к “Севастопольским рассказам” и “Войне и миру”.

Расцвет творчества

Расцвет творчества Толстого пришелся на 1860–1870 годы. “Война и мир” и “Анна Каренина” — произведения, который он создавал в течение первых 12 лет после женитьбы. На долю “Войны и мира”, описывающего русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805–1812 годах, выпал небывалый успех. Однако это не просто роман о войне, а это мир, где семейная жизнь Ростовых и Болконских сплетена с народной историей, а частная судьба постоянно перекликается с движением времени. Произведение посвящено не только историческим событиям — оно исследует глубины человеческой души и нравственные поиски героев. Это роман о любви и дружбе, предательстве и верности, мире и войне, жизни и смерти.

Следующий шедевр Толстого — “Анна Каренина”, написанная в 1873–1877 годах. Труд печатался в “Русском вестнике” с 1875 по 1877 годы, заключительная часть вышла отдельно в 1878 году. В романе о трагических отношениях замужней дамы Анны Карениной писатель сравнивает два мира — созидания и разрушения, две судьбы — счастливую и несчастную, две любви — плотскую и духовную. Толстой тонко показал психологию героев, передал их мысли, обращал внимание на самые мелкие жесты и интонации. В несчастном завершении любви Карениной и Вронского он отразил глубокую тревогу, что сделало роман переходом к следующему этапу литературной деятельности Толстого — драматическому.

Однако сам Толстой не считал “Анну Каренину” и “Войну и мир” своими важнейшими работами. Для него главными произведениями были религиозные. В 1909 году один из посетителей Ясной поляны подошел к писателю и выразил свое восхищение двум упомянутым выше работам, на что Лев Толстой ответил: “Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: “Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку”. Я придаю значение совсем другим своим книгам”.

Педагогическая деятельность и Яснополянская школа Толстого

В 1859 году, после армии, 31-летний Толстой приехал в Ясную Поляну и открыл школу для крестьянских детей. Чтобы понять, как устроить образовательное учреждение, он объехал школы Германии, Франции и Швейцарии в 1860– 1861 годах. Толстой сам выступал в роли учителя, разработав нестандартные подходы к воспитанию: детей не ограничивали строгой дисциплиной и ни к чему не принуждали, предоставляя свободу действий, к каждому ребенку был индивидуальный подход, ученики могли высказывать свое мнение и развивали критическое мышление.

Занятия в школе проходили живо и разнообразно. Дети осваивали чтение и письмо, спорили, разбирали арифметику на бытовых задачах. Они занимались пением, рисованием, рассказывали о природе и выходили на прогулки. Толстой считал, что главное условие обучения — свобода интереса, а задача учителя — не давить программой, а разжигать интерес.

Однако власти не оценили такого подхода, и через три года школа закрылась. После этого Лев Николаевич стал выпускать педагогический журнал, в котором публиковал статьи, делился своими мыслями и критиковал действующую тогда систему образования. Журнал просуществовал еще меньше, чем школа — в свет успели выйти всего 12 номеров.

Даже после того, как деятельность школы и журнала оборвалась, Лев Толстой не прекратил педагогическую деятельность, продолжив выпускать книги для начинающих. В 1872 году он создал “Азбуку”, а через три года переработал ее в “Новую азбуку” и выпустил четырехтомные “Книги для чтения”. Эти сборники объединяли букварные упражнения, пословицы, народные сказки и короткие рассказы самого Толстого — “Филипок”, “Косточка”, “Пожар”, “Лев и собачка” — простые по языку и понятные детям.

Смысл педагогики Толстого — уважение личности, индивидуальный психологический анализ каждого ребенка и вера в самодвижение учения. Школа должна не “втискивать” в формы, а помогать расти — поэтому никаких розог, строгих правил и обязательных экзаменов. Вместо них — живой интерес, совместное чтение, обсуждение, практические задачи. Яснополянский опыт оказался коротким по времени, но долгим по влиянию: он дал России ясную альтернативу казенной школе XIX века и стал опорой для многих последующих идей свободного и гуманного образования.

Духовный кризис и философские поиски

После завершения “Анны Карениной” Лев Толстой столкнулся с духовным кризисом. К концу 1870-х годов его мучали глубокие вопросы: зачем жить? что есть добро и зло? как не лгать самому себе? Философ прямо писал, что доходил до мыслей о самоубийстве, хотя внешне его жизнь и выглядела удачно: слава, семья, деньги. Но внутри росла пустота. Выход он стал искать не в философии или науке, а в “живой” вере простого народа и в Евангелии.

Первой важной записью переломного периода Толстого стала “Исповедь” — честный трактат о том, как он потерял смысл и нашел его в идеях простоты, труда и любви. Это история о длительном пути обретения автором собственной веры, о поиске Бога человеком, переживающим экзистенциальный кризис. “Вера есть сила жизни”, — говорил Толстой. Тем не менее, в конце книги автор не дал ответа на вопрос о смысле жизни, но указал направление для дальнейших поисков. Он решил, что нужно стремиться к нравственному совершенствованию и жить для других — эти идеи и стали основой его дальнейшего творчества.

“Я понял, что вера в самом существенном своем значении не есть только “обличение вещей невидимых” и так далее, не есть откровение, не есть только отношение человека к Богу, не есть только согласие с тем, что сказали человеку, как чаще всего понимается вера, — вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет”.

Поиски смысла были не только в книгах, но и в жизни. Участие Толстого в московской переписи бедняков вылилось в трактат “Так что же нам делать?”, опубликованный в 1886 году. Лев Николаевич проповедует физический труд, простоту быта, трезвость и отказ от роскоши, а также осуждает тюремную систему и войну. В 1890-е появляются “О жизни”, “Царство Божие внутри вас”, “Что такое искусство?”: первые два развивают евангельскую этику ненасилия и свободы совести, третья — атакует праздное искусство ради искусства и настаивает на его нравственном назначении. В эти же годы Толстой помогает духоборам, преследуемым за отказ от военной службы, — в том числе средствами от “Воскресения”, — и переписывается с единомышленниками по всему миру. Его идеи ненасилия вдохновляли будущих лидеров пацифистских движений.

Что послужило точкой становления Толстого как пацифиста? Возможно, именно все то, с чем ему пришлось столкнуться на службе. В книге “Севастополь в декабре месяце” писатель, рассказывая о войне, описывал подобные картины: “Сухой открытый рот с трудом выпускает хрипящее дыхание; голубые оловянные глаза закачены кверху, и из-под сбившегося одеяла высунут остаток правой руки, обвернутый бинтами. Тяжелый запах мертвого тела сильнее поражает вас, и пожирающий внутренний жар, проникающий все члены страдальца, проникает как будто и вас”.

24 февраля 1901 года в Российской империи стало известно об отлучении Толстого от церкви. Это решение было принято Святейшим Синодом: “Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая”.

Толстой считал, что церковь перестала быть духовным наставником народа и лишь “перетолковала метафизическое учение Христа так, чтобы оно не мешало людям жить так, как они жили”. Религия, по его мнению, использовалась для оправдания государственного порядка и социального зла, тем самым став инструментом насилия одних людей над другими. В ответ на постановление Синода Толстой прямо перечислил все то, что отвергает в церковном учении, и заявил, что он отрекся от “церкви, называющей себя православной”, но не от Христа.

Позднее творчество

“Смерть Ивана Ильича” (1886). Судья серьезно заболел и понял, что прожил “как следует”, но не по-настоящему, не задумываясь о великом. Через призму болезни становятся видны страхи, жалкая карьера, чужая пустая забота. Спасательной нитью становится простота и участие слуги Герасима. По сути, это притча Толстого о том, что такое подлинная жизнь.

“Хозяин и работник” (1895). Богатый купец Брехунов тащит батрака Никиту в буран ради выгодной сделки и в финале меняется местами: ради спасения Никиты он жертвует собой. Неброская история превращается в жёсткую притчу о жадности, страхе и прозрении.

“Крейцерова соната” (1889–1890). Монолог ревнивца, убившего жену, — повод для нападения на культ плотской любви и двойные стандарты брака. Текст вызвал скандал и цензурные запреты, Толстой добавил послесловие, поясняя, что говорит не о ненависти к женщине, а о требовании чистоты и ответственности. До сих пор читается как беспощадный анализ ревности и властного эгоизма.

“Отец Сергий” (написано в 1890-е, опубликовано посмертно в 1911). Блестящий офицер уходит в монастырь, но гордыня и тщеславие следуют за ним. Чудеса и аскеза оказываются проверкой на честность к себе, путь к смирению проходит через падение и простое служение людям. Это едва ли не самый точный его текст о самообмане “духовного карьеризма”.

“Воскресение” (1899). Последний роман писателя. Князь Нехлюдов, присяжный, узнает в подсудимой бывшую возлюбленную Екатерину Маслову и пытается искупить свою вину — и личную, и “классовую”. Этот роман — разоблачение суда, тюрьмы, каторги, показного благочестия и благотворительности. Толстой сознательно соединяет художественный сюжет с нравственным приговором эпохе.

“Хаджи-Мурат” (1896–1904; опубликовано в 1912). В этом произведении Толстого рассказывается о переходе наиба Шамиля, Хаджи-Мурата, на сторону русского войска во время Кавказской войны. Здесь отражены точные сцены войны, предательства, свободы, храбрости и бессилия. Повесть основана на реальных исторических событиях.

Драматургия Толстого

Лев Толстой в драматургии — не столько “сценический” писатель, сколько моралист и экспериментатор, ищущий предельно простую и народную форму для выражения трудных вопросов совести. Основные пьесы пришлись на 1880-1890 годы: “Плоды просвещения”, “Живой труп”, “Власть тьмы”, незавершенная драма “И свет во тьме светит”, “Первый винокур”.

Самой жестокой драмой считается “Власть тьмы” (изначально она называлась “Коготок увяз, всей птичке пропасть”), повествующая о падении человека под давлением лжи и страсти. Ее запретила цензура, поэтому сначала люди читали пьесу полулегально, а уже позже начали ставить на большой сцене. Эта трагедия не только о безысходности и тяжести грехов, а о пути нравственного возрождения.

Драма “Плоды просвещения” стала сатирической комедией о дворянах, которые помешались на спиритизме. Сначала пьеса был написана для домашнего спектакля в Ясной Поляне, а уже в 1891 году ее ставили на профессиональной сцене. Особенность постановки в том, что актуальная на тот момент редакция пьесы создавалась прямо во время репетиций.

“Странное дело эта забота о совершенстве формы. Недаром она. Но недаром тогда, когда содержание доброе. Напиши Гоголь свою комедию грубо, слабо, ее бы не читали и одна миллионная тех, которые читали ее теперь. Надо заострить художественное произведение, чтобы оно проникло. Заострить и значит сделать ее совершенной художественно — тогда она пройдет через равнодушие и повторением возьмет свое”, — написал Толстой в дневнике 21 января 1890 года.

История Федора Протасова, которые не может жить ни в брак, ни вне его, и исчезает из собственной биографии, инсценируя самоубийство, — это пьеса “Живой труп”. Философ написал ее около 1900 года с целью критики законодательство, которое превращало расторжение брака в трудоемкую и скандальную процедуру. Громкая премьера состоялась в МХТ 23 сентября 1911 года, уже после смерти писателя.

“И свет во тьме светит” — незаконченная драма о человеке, который решил жить “по совести” и сломать семейно-общественные уклады. Полный текст долго не проходил цензуру, поэтому пьеса вышла посмертно и с крупными правками. “Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил” — простая сценическая притча против пьянства.

Личная жизнь Толстого

От бурной молодости к большому и трудному браку — так можно охарактеризовать траекторию личной жизни Льва Толстого. В юности он много проигрывал в карты и вел беспорядочную половую жизнь. В своем дневнике, который философ вел с 24 до 26 лет, он писал: “Не могу преодолеть сладострастия тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою. Мне необходимо иметь женщину”. Первый сексуальный опыт великого писателя закончился плачевно — буквально. “Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал”, — вспоминал Толстой.

В 22 года сердце Толстого покорила подруга его сестры и чужая невеста Зинаида Молоствова. Несмотря ни на что, она заинтересовалась философом и часто с ним танцевала. Признаться ей в любви писатель так и не смог. С переездом в Петербург он нашел новый объект воздыхания — Александру Оболенскую. Но чувства к ней не помешали Льву Николаевичу, вернувшись в Ясную Поляну, принять решение найти женщину жениться.

В сентябре 1862 года мыслитель женился на 18-летней дочери придворного врача Софье Берс. Тогда ему было 34 года.

«12 сентября. <…> Я влюблен, как не верил, чтобы можно было любить. Я сумасшедший, я застрелюсь, ежели это так продолжится», — писал философ в своем дневнике о чувствах к Берс.

В их отношениях появилась трещина после того, как Толстой накануне свадьбы показал ей дневники с признаниями о прошлых связях и внебрачном ребенке от замужней крестьянки Аксиньи Базыкиной. При этом ранние годы брака с Софьей были счастливыми и плодотворными: девушка стала ближайшим помощником, редактором и секретарем писателя. Она знала два иностранных языка и самостоятельно переводила философские труды писателя, вела хозяйство и финансы.

Супруги прожили вместе 48 лет и завели большую семью. У Толстых родились тринадцать детей, но пятеро из них умерли в раннем детстве. К 1880–1890 годам семья пережила тяжелый перелом: духовный поворот Толстого (проповедь ненасилия, критика богатства и церкви) приводил к спорам о деньгах, правах на рукописи и устройстве жизни. В 1901 году Синод объявил о его “отпадении от Церкви”, что тоже отразилось на доме.

Уход из семьи и смерть писателя

В свои последние годы Лев Николаевич решил, что его труды должны принадлежать человечеству, но сделать книги всеобщим достоянием ему мешала семья. 10 ноября 1910 года, после очередного конфликта из-за завещания и авторских прав, 82-летний Толстой собрал вещи и ушел из Ясной Поляны. Это стало последним путешествием великого писателя: через десять дней он умер на станции Астапово.

Смерть настигла писателя в доме начальника станции, который поселил у себя Толстого, страдающего от начавшегося воспаления легких. Болезнь развивалась быстро, и в Астапово съехались врачи, журналисты, родные и ученики. Софье не сразу дозволили увидеться с мужем, а кадр того, как она смотрит на больного через окно, позже стал широко известен. 20 ноября 1910 года Толстой ушел из жизни. Берс пережила мужа на девять лет и оставила подробные дневники — одно из главных свидетельств их сложной семейной истории.

Толстой в культуре и искусстве

Мировая культура

Как творчество Толстого, так и его философские идеи оказали огромное влияние на искусство и мировую культуру. Он стал одним из самых издаваемых писателей в СССР, романы “Война и мир”, “Анна Каренина” и “Воскресение” были признаны шедеврами мировой литературы, а многие произведения многократно экранизировались и ставились на театральных сценах по всему миру. Философ стал не только классиком литературы, но и моральным ориентиром 20 века: его идеи ненасилия и личной ответственности повлияли на многих людей.

Театр и кино

Драмы Толстого шли со скандалами и запретами: “Власть тьмы” долго не допускали к постановке, и МХТ К. Станиславского поставил пьесу лишь в 1902 году. “Живой труп” вышел на сцену уже после смерти автора — премьера состоялась в 1911 году.

Экранизаций — десятки, от голливудской “Войны и мира” Кинга Видора 1956 года до советского эпоса Сергея Бондарчука (1966–1967), ставшего эталоном батальных сцен. “Анна Каренина” экранизировалась много раз — от версии 1935 года с Гретой Гарбо до фильма Джо Райта 2012 года с “Оскаром” и BAFTA за лучший дизайн костюмов. На ТВ крупным событием стала британский мини-сериал War & Peace.

Музыка

Музыканты тянутся к Толстому не меньше режиссёров. В 1942 году Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”, и она остаётся крупнейшей попыткой “спеть” эпопею. Леош Яначек написал Струнный квартет № 1 “Крейцерова соната”, прямо вдохновленный одноименной повестью. Балетная линия — от “Анны Карениной” Родиона Щедрина для Большого театра до современных постановок Алексея Ратманского и Бориса Эйфмана. Есть и мюзиклы: бродвейская Anna Karenina, Pierre & the Great Comet of 1812 Дейва Маллоя — хит, сделанный по фрагменту “Войны и мира”.

Изобразительное искусство

Облик писателя запечатлен в классических портретах Ивана Крамского (1873, Третьяковская галерея) и Ильи Репина (1887, Третьяковская галерея) — фактически это канон визуального Толстого. В 1908 году Сергей Прокудин-Горский сделал знаменитую цветную фотографию Толстого в Ясной Поляне — один из первых цветных портретов такого качества. Эти образы и поныне кочуют по музеям, учебникам и медиа.

Память и наследие Толстого

Главная точка притяжения — музей-усадьба “Ясная Поляна” под Тулой: здесь Толстой родился, здесь писал “Войну и мир” и “Анну Каренину”, здесь же лежит в неукрашенной могиле в лесу, как он и завещал. После 1919–1921 годов усадьбе был присвоен статус государственного музея; в фондах хранятся личные вещи и библиотека писателя, содержащая около 22 тыс. томов.

В Москве память бережёт Государственный музей Л. Н. Толстого: литературная экспозиция на ул. Пречистенка, 11/8 и дом-музей в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 21) — городская усадьба, где семья жила в 1880-е. Музей как учреждение начал свою работу уже в 1911 году и сейчас имеет несколько филиалов.

Толстовское наследие зафиксировано и на уровне международной памяти: личная библиотека, рукописи, фото и киноархив Толстого внесены ЮНЕСКО в реестр “Память мира”. Среди рукописей: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Детство. Отрочество. Юность”. Наследие — это и живые институты. В США с 1939 года работает “Толстовский фонд” (Tolstoy Foundation), основанный дочерью писателя Александрой Толстой, — это одна из старейших организаций помощи беженцам и мигрантам. В самой Ясной Поляне с 2003 года вручают литературную премию, которую курирует музей.

О Толстом помнят и топонимы: станция Астапово, где он умер, в 1918 году была переименована в станцию “Лев Толстой»”, и там действует мемориальный дом начальника станции. Глобальное влияние великого писателя выражается не только в книгах. Его этика ненасилия прямо повлияла на Махатму Ганди: их переписка 1909–1910 годов — один из ключевых документов мирового пацифизма. А по масштабам переводов Толстой стабильно входит в круг самых издаваемых в мире классиков.