Подъем на Пик Победы всегда связан со смертельным риском. Ни одна спасательная операция с этого семитысячника до сих пор не увенчалась успехом.
Процент погибших на пике Победы альпинистов выше, чем на Эвересте, – высочайшей точке планеты. За всю историю поднявшихся на Победу менее тысячи, 70 из которых погибли. Для сравнения – Эверест покорили более 12 тысяч альпинистов. Жертв – три сотни.
Само это соотношение говорит о том, что восхождение на Пик Победы требует куда более серьезной подготовки. Одного острого желания мало.
Как раз такой подготовки у Натальи Наговициной не хватало. Зато в анамнезе была драма с ее мужем Сергеем, который 4 года назад погиб у соседней с пиком Победы вершины – Хан-Тенгри. На высоте 6800 наступил характерный для разряженной атмосферы отек мозга и как результат – инсульт.
Наталья Наговицина была тогда с мужем. Уже после прибытия спасателей Сергей в буйном бреду, отстегнув защиту, сорвался в пропасть. По чудесной случайности в тот раз больше никто не погиб.
Сейчас ситуация другая. Наталья Наговицина – азартная женщина, которая, несмотря на несколько профессиональных запретов, – альпинистская подготовка и физическая форма не позволяли покорять пик Победы – нашла того, кто все же согласился ее сопроводить. Безответственно в отношении себя и других дама решилась на восхождение с едва зажившим переломом ноги. На высоте – повторный перелом. Начинаются спасательные операции с риском для жизни. Итальянец Лука Синигилья, что доставил Наговициной спальный мешок, горелку, газовый баллон и еду, на обратном пути сам погиб – высотный отек мозга, потерял рукавицу, через полтора часа – смерть. Погода на пике Победы неустойчива, ветер – до 150 километров в час, температура – до минус 30. Естественных укрытий нет.
Минобороны Киргизии отправляет за Наговициной вертолет. Машина терпит крушение – жесткая посадка. Ранены двое. Выживших позже удалось спасти. Следующая спасательная экспедиция продлилась три с половиной дня, но пробиться к Наговициной так и не удалось.
У руководителя миссии травма. В минувший понедельник из-за непогоды даже не удалось запустить поисковый дрон.
В среду МЧС Киргизии официально признало Наталью Наговицину пропавшей без вести.
Ранее в этот же день аэрофотосъемку удалось все же произвести, и даже с помощью тепловизора признаков жизни на месте нахождения альпинистки не обнаружено. Консилиум самых авторитетных экспертов признал невозможность спасения.
Среди подписавших заключение – многократный чемпион России России и рекордсмен книги Гиннеса Александр Семенов, заслуженный мастер спорта, обладатель премии Piolet d'Or – "Золотой ледоруб" Юрий Кошеленко, чемпион России и обладатель звания "Снежный барс" Баир Батуев. Всего – 14 альпинистов высочайших категорий.
Цитата из документа: "В настоящий момент участники данной группы, сопоставив все риски для жизни и здоровья спасателей, учитывая сложные метеоусловия, пришли к выводу о невозможности проведения поисково-спасательной операции в текущем сезоне. Дальнейшая организация спасательных работ, к сожалению, может привести к очередным жертвам. Данное мнение сформировано группой альпинистов, участвовавших в спасательной операции, экспертов и специалистов по горе Победа и может не совпадать с мнением общества".
А мнение общества действительно важно. В том смысле, что нашу русскую разухабистость, которой почему-то принято непременно гордиться, надо бы и поумерить. А желающим впрыснуть в свою жизнь адреналина побольше стоит осмотреться повнимательнее, во что их зависимость обходится другим – от обычных прохожих до спасателей и медиков.
Жалко Наталью Наговицину? Конечно, жалко... А погибшего из-за нее итальянца? А покалечившихся из-за нее спасателей? Отчаявшийся сын Наговициной уже не знает, кого просить о помощи – Лаврова, Бастрыкина. А причем здесь они, когда к трагедии привела личная безответственность? А можно ли вообще – вот сейчас – реально предпринять хоть что-то?.. Грустно, но есть такое слово – "поздно".
А как вам вот еще – история, что чудом закончилась без жертв? Тоже эта неделя. На крупнейшем острове Курильской гряды – Итуруп – в поход за красивыми видами природы по труднодоступной местности отправилась группа из девяти женщин во главе с мужчиной-провожатым. Тур был рассчитан на 11 дней с проживанием в палатках и хостеле.
Заплатившие по 120 тысяч рублей женщины оказались к экстриму совершенно не подготовлены. Впрочем, как и их гид Валерий Федосов. В результате при спуске с вулкана все потерялись в молоке густого тумана, навигатор GPS показывал ложное направление, карта местности не помогла. Ни нормальной связи, ни даже дымовой шашки с собой у путешественников не оказалось. В назначенную точку в условленное время группа не вышла, спустя шесть часов началась спасательная операция. Было непросто, но горе-амазонок-таки разыскали. На сей раз в русской рулетке выпал счастливый номер.
А помните случай у берегов Камчатки прошлой осенью, когда 46-летний Михаил Пичугин вышел на крохотной лодчонке в Охотское море порыбачить, даже не взяв с собой достаточно питьевой воды? Мотор остановился. Выловили горе-капитана лишь через 67 дней. Михаил Пичугин чудом выжил, его брат Сергей и 15-летний племянник не выдержали испытаний.
Жалко? Да, жалко... Даже если все так безрассудно.
Каждый год от Дальнего Востока до Балтики по весне, игнорируя предостережения МЧС, на льдинах отрываются любители подергать мормышку рыбаки. Их спасают вертолеты и суда на воздушной подушке. Встречают восторженно, как героев.
А в чем, собственно, героизм? Не больше ли в их "героизме" глупости?
Знаете, скажем, как есть... Если кому-то уж так остро не хватает адреналина, принеси пользу Родине и влейся в ряды ее защитников на СВО. Пользы больше, а гормона – не меньше. Конечно, и спорт никто не отменял, но тогда уж все риски экстрима лучше брать на себя, чтобы другие не расплачивались за чью-то глупость.