Иван Сергеевич Тургенев: биография писателя-реалиста

Читать Вести в MAX
Творческое наследие Ивана Тургенева продолжает вызывать интерес спустя два столетия. Мастер психологического реализма и создатель ярких образов, он сумел отразить в своих романах и повестях идейные искания целой эпохи. Что мы знаем о жизни и книгах автора "Отцов и детей"? Обзор биографии, основных произведений и малоизвестных фактов о писателе далее в материале.

Ранние годы и происхождение

Детство и семья

Иван Тургенев появился на свет 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в семье Сергея Николаевича Тургенева, офицера кавалерии, и Варвары Петровны Лутовиновой. Детство писателя, проведенное в родовом имении Спасское-Лутовиново, было отмечено противоречиями: материальное благополучие сочеталось с напряженной атмосферой в семье. Брак родителей, заключенный по расчету, лишенный взаимопонимания, а также сложный, властный характер матери оказали значительное влияние на формирование будущего классика. Несмотря на это, именно в Спасском закладывались основы его образования: с гувернерами-иностранцами Тургенев с детства свободно овладел французским языком и европейскими культурными нормами, а обширная библиотека и общение матери с литераторами, включая В. А. Жуковского, привили ему интерес к русской словесности.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Образование и влияние окружения

Переезд семьи Тургеневых в Москву в 1827 году был продиктован целью дать детям качественное образование. Иван обучался в престижных частных пансионах — сначала у И.Ф. Вейденгаммера, затем в заведении директора Лазаревского института И.Ф. Краузе.

Ранний уход из жизни отца в 1834 году стал значимым событием его юности. Образование Тургенев продолжил в Московском университете на словесном отделении (1833), а после переезда семьи завершил его в Петербургском университете (1836), получив степень действительного студента. Увлечение немецкой философией привело его в Берлинский университет в 1838 году, где он углубленно изучал труды Гегеля и античную литературу. Этот период окончательно сформировал его западнические взгляды.

Вернувшись в Россию в 1841 году, Тургенев столкнулся с невозможностью сделать академическую карьеру из-за отсутствия профессуры по философии в Московском университете. Неудача с защитой магистерской диссертации ознаменовала сознательный переход от науки к литературной деятельности, которая стала его главным призванием.

Литературный путь

Источник: https://commons.wikimedia.org

Начало карьеры

Литературный дебют Ивана Тургенева состоялся в студенчестве. Его ранний интерес к поэзии воплотился в поэме "Стено" (1834), которую молодой автор представил на суд профессору П.А. Плетневу. Несмотря на строгую критику, Плетнев отметил потенциал Ивана Сергеевича и впоследствии опубликовал его стихи "Вечер" и "К Венере Медицейской" в журнале "Современник". В 1840-е Тургенев активно входит в литературную среду, устанавливая связи с ключевыми фигурами эпохи, включая Жуковского, Белинского и других.

Основные этапы творчества

Переломным моментом в творческой биографии Тургенева стала публикация поэмы "Параша" (1843), одобренная Белинским и положившая начало их дружбе. В этот же период было создано стихотворение "Утро туманное", позднее ставшее классическим романсом. Однако истинную славу и репутацию писателя-новатора принес ему прозаический цикл "Записки охотника", первые рассказы из которого увидели свет в "Современнике" с 1847 года. Книга, изданная отдельно в 1852 году, благодаря художественной силе и антикрепостническому пафосу оказала значительное общественное влияние.

Параллельно Тургенев активно работал в драматургии, создав ряд пьес, таких как "Месяц в деревне" и "Нахлебник". Если в России их критиковали за "несценичность", то в Европе они ставились с большим успехом. В 1852 году за публикацию некролога Гоголю и антикрепостническую направленность "Записок охотника" Тургенев был выслан в родовое имение Спасское-Лутовиново. Ссылка стала периодом интенсивной творческой работы: именно тогда были задуманы или созданы ключевые романы, опубликованные после смерти Николая I.

1860-е годы стали периодом наивысшего расцвета романного творчества. В это время выходят его ключевые произведения: "Накануне" (1860) и "Отцы и дети" (1862). Роман, центральной фигурой которого стал нигилист Евгений Базаров, вызвал острую полемику в обществе, расколотом накануне Великих реформ. Художественное осмысление конфликта поколений обеспечило произведению статус литературного символа эпохи.

Отношения с другими писателями

Источник: https://commons.wikimedia.org

Идейные разногласия с редакцией "Современника" по вопросу о роли искусства (Иван Тургенев отвергал подчинение литературы политической пропаганде) привели к разрыву с многими бывшими соратниками, включая Некрасова и Добролюбова. Иван Сергеевич занял независимую позицию, что отразилось в романе "Дым" (1867), подвергнутом критике со всех сторон политического спектра. С 1863 года Иван Тургенев постоянно проживал в Баден-Бадене, а затем в Париже, выполняя роль культурного посредника между Россией и Европой.

Европейский период ознаменовался активной деятельностью по популяризации российской литературы за рубежом и установлением тесных связей с ведущими западными писателями, такими как Гюстав Флобер, Эмиль Золя и Ги де Мопассан. Признанием его авторитета стало присуждение звания почетного доктора Оксфордского университета в 1879 году. Последний роман Тургенева, "Новь" (1877), как и "Дым", был встречен прохладно. Завершило его творческий путь философское произведение "Стихотворения в прозе" (1882), лирическая миниатюра "Русский язык", ставшая гимном русской словесности.

Личная жизнь

Любовь и женщины в жизни Тургенева

Личная жизнь писателя отличалась глубокими чувствами, которые, однако, редко приводили к длительным союзам. В молодости Тургенев пережил ряд увлечений, среди которых были как представительницы аристократии, например, княгиня Екатерина Шаховская, так и женщины из иных социальных кругов, как белошвейка Авдотья Иванова. Намерение Тургенева вступить в брак с Авдотьей не было реализовано из-за решительного противодействия его матери, Варвары Петровны, не одобрявшей неравного союза. От этих отношений в 1842 году родилась дочь Пелагея, официально признанная Тургеневым лишь спустя пятнадцать лет, в 1857 году. Круг близких женщин также включал Татьяну Бакунину (сестру революционера Михаила Бакунина), его дальнюю родственницу Ольгу Тургеневу и Марию Толстую (сестру Льва Николаевича).

Отношения с Полиной Виардо

Источник: https://commons.wikimedia.org

В 1843 году во время гастролей в Санкт-Петербурге Иван Тургенев был представлен выдающейся французской оперной диве Полине Виардо и ее супругу, Луи Виардо — многогранной личности, совмещавшей деятельность писателя, критика и искусствоведа. Знакомство, имевшее место в российской столице, кардинально изменило жизнь русского классика.

Возникшая глубокая привязанность к Полине Виардо побудила писателя, вопреки воле матери и будучи в стесненных финансовых обстоятельствах, последовать за семьей Виардо во Францию. Эта связь оказалась непрерывной: на протяжении последующих десятилетий Иван Сергеевич стремился находиться рядом. В начале 1860-х годов он присоединился к ним в Баден-Бадене, а после франко-прусской войны переехал в Париж, где и проживал в непосредственной близости от их дома.

Интересным фактом биографии является то, что в семье Виардо воспитывалась внебрачная дочь Тургенева, Пелагея, что свидетельствует о высоком уровне доверия между ними. Характер отношений Ивана Тургенева и Полины Виардо — были ли они платоническими или романтическими — остается предметом дискуссий среди исследователей и по сей день, составляя одну из самых загадочных глав в истории русской литературной жизни.

Произведения Ивана Тургенева

Источник: https://commons.wikimedia.org

Творческое наследие писателя отличается жанровым разнообразием, охватывая как масштабные социально-психологические романы, так и лирическую прозу, поэзию и пьесы. К числу наиболее значимых работ автора, получивших мировое признание, относятся следующие произведения.

Романы

  • "Рудин" (1855). Первый роман Тургенева, посвященный судьбе типа "лишнего человека" 1840-х годов. Идеалист и блестящий оратор Дмитрий Рудин оказывается неспособным к практическому действию и настоящему чувству, что раскрывает трагедию целого поколения русской интеллигенции.
  • "Дворянское гнездо" (1858). Один из самых лиричных романов писателя, центральной темой которого является конфликт между личным счастьем и чувством долга. История возвращения в Россию Лаврецкого и его любви к Лизе Калитиной стала хрестоматийным образцом психологической прозы и изображения усадебного быта.
  • "Накануне" (1860). В этом произведении на смену рефлексирующим героям приходит деятель — болгарский революционер Инсаров. Сюжет о выборе героини, Елены Стаховой, отразил общественные ожидания "новых людей" накануне эпохи великих реформ в России.
  • "Отцы и дети" (1862). Вершина творчества Тургенева и самый известный его роман. Центральный конфликт между поколениями раскрыт через идейное противостояние либерала Павла Кирсанова и нигилиста Евгения Базарова. Роман вызвал острейшие споры и ввел в обиход термин "нигилизм".
  • "Дым" (1867). Роман, написанный под впечатлением от жизни в Баден-Бадене, отличается острой политической сатирой. История любви Григория Литвинова и Ирины Осининой служит фоном для критического изображения как консервативного русского дворянства, так и радикальной эмиграции.
  • "Новь" (1877). Последний роман, обращенный к явлению "хождение в народ" 1870-х годов. На примере судьбы идеалиста Алексея Нежданова Тургенев исследует трагический разрыв между революционными теориями и российской действительностью.

Рассказы и повести

  • Записки охотника (рассказы "Бежин луг", "Гамлет Щигровского уезда", "Ермолай и мельничиха», "Живые мощи", "Певцы", и др.) (1847–1851)
  • Муму (1852)
  • Ася (1858)
  • Первая любовь (1860)
  • Призраки (1864)
  • Странная история (1870)
  • Вешние воды (1872)
  • Пунин и Бабурин (1874)
  • Песнь торжествующей любви (1881)
  • Клара Милич (После смерти) (1883)
  • Une fin (Конец) (1883)
Источник: https://commons.wikimedia.org

Пьесы

  • Где тонко, там и рвется (1848)
  • Нахлебник (1848)
  • Завтрак у предводителя (1849)
  • Холостяк (1849)
  • Месяц в деревне (1850)
  • Провинциалка (1851)

Стихотворения в прозе

  • В дороге ("Утро туманное") (1843)
  • Стихотворения в прозе (1877–1882)

Последние годы и смерть

Болезнь и уход из жизни

Источник: https://commons.wikimedia.org

Заключительный период жизни был омрачен серьезными проблемами со здоровьем. Тургенев страдал от целого ряда заболеваний, включая подагру, межреберную невралгию и стенокардию. К 1883 году его состояние резко ухудшилось из-за мучительных болей в позвоночнике, которые часто не купировались даже морфием. Современные исследователи предполагают, что причиной смерти 22 августа (3 сентября) 1883 года стала злокачественная опухоль костной ткани.

Завещание Тургенева предписывало похоронить его на родине. Однако прощание с литератором во Франции, где он провел многие годы, стало значительным событием. Траурная церемония в Париже собрала около 400 человек, среди которых были видные представители европейской культуры: писатели, музыканты и артисты. 27 сентября гроб с телом был доставлен в Санкт-Петербург, где прощание вылилось в масштабную общественную манифестацию; траурная процессия растянулась на несколько километров. Местом упокоения стало Волковское кладбище.

Память и признание

Иван Сергеевич Тургенев утвердился в истории как классик русской и мировой литературы. Его творческое наследие, включающее психологическую прозу, лирические произведения и социальные романы, стало художественной летописью российской действительности эпохи великих реформ и идейных поисков. Просветительская и переводческая деятельность Тургенева оказала существенное влияние на западноевропейских авторов, способствуя интеграции русской литературы в общеевропейский культурный контекст и открывая Европе самобытный мир русской мысли.

Источник: https://commons.wikimedia.org

Интересные факты и важные события

  • Лирическое наследие: от стихотворения к романсу. Широко известный романс "Утро туманное" обязан своим появлением лирическому стихотворению Тургенева "В дороге", созданному в 1843 году. Произведение привлекло внимание нескольких композиторов. Одну из самых популярных музыкальных интерпретаций стихотворения выполнил композитор Александр Фёдорович Гедике, благодаря чему оно прочно вошло в российский музыкальный репертуар.
  • Внешность писателя. Несмотря на впечатляющую внешность — высокий рост, светлые глаза и выразительные черты лица — Тургенев мог испытывать определённую неловкость, связанную с его физическими данными. Рост писателя, составлявший около 192 сантиметров, выделял его в любой толпе. Интересно, что эту характерную черту он нередко приписывал своим литературным героям, таким как могущественный дворник Герасим из повести "Муму" или интеллектуал Рудин в одноимённом романе.
  • Дело о плагиате между Тургеневым и Гончаровым. В 1860 году произошел суд между Иваном Тургеневым и Иваном Гончаровым. Гончаров выдвинул обвинение в плагиате, утверждая, что во время одной из встреч в 1855 году ознакомил Тургенева с детальным замыслом своего будущего романа "Обрыв". По словам Гончарова, сюжетные линии и характеры героев, которые он раскрыл, были впоследствии использованы Тургеневым в романе "Дворянское гнездо". Специально созванный третейский суд, изучив доводы сторон, не нашел доказательств заимствования, признав сходство случайным совпадением.

Влияние Тургенева на русскую и мировую литературу

  • Создание образа "лишнего человека". Тургенев художественно исследовал и закрепил тип рефлексирующего дворянского интеллигента, неспособного к действию (Рудин, Лаврецкий). Этот образ стал отправной точкой для последующих героев Льва Толстого, Фёдора Достоевского и Антона Чехова.
  • Открытие русской литературы для Европы. Выступая как культурный посол, Тургенев лично знакомил западных читателей и коллег (Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Ги де Мопассан) с произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого. Его собственная проза, переведенная на европейские языки, стала "окном" в Россию, сформировав представление о "загадочной русской душе".
  • Мастерство психологического анализа и "тайного" психологизма. В отличие от тотального анализа Толстого, тургеневский метод строился на намеке, детали, подтексте. Эта техника оказала значительное влияние на развитие европейского романа, демонстрируя, как внутренний мир героя можно раскрывать через внешние проявления.
  • Новаторство в жанре социально-психологического романа. Романы не просто фиксировали общественные настроения, а становились культурными событиями, провоцируя острые дискуссии. Введенный им термин "нигилист" (Базаров) мгновенно вошел в общественный лексикон.