Как работает сервис “Сим-карты” на портале “Госуслуги”

Читать Вести в MAX
Почти каждому человеку приходилось сталкиваться с телефонными мошенниками. Новый сервис “Сим-карты” на “Госуслугах” — важный шаг в борьбе со злоумышленниками. Как он устроен и какие содержит данные — в материале “Вести.ру”.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Что это за сервис и зачем он нужен

С 1 апреля 2025 года вступил в силу закон, позволяющий оформлять на одного гражданина России не более 20 сим-карт, а на иностранца — не более 10. Он был принят для борьбы со злоумышленниками, которые оформляют на себя или на других граждан без их ведома множество абонентских номеров для массовых обзвонов и мошенничества. В этот же день на “Госуслугах” был запущен сервис “Сим-карты”. С его помощью россияне могут узнать, сколько на них оформлено карт, и заблокировать лишние или подозрительные.

Как узнать, какие сим-карты оформлены на вас

Как зайти в раздел “Сим-карты”

Сначала, чтобы зайти в раздел “Сим-карты”, нужно авторизоваться на “Госуслугах”. Затем перейти в профиль, нажав на свое имя в левом верхнем углу на главной странице. В списке понадобится выбрать “Сим-карты”. Также, чтобы перейти в нужный раздел, можно обратиться к роботу Максу.

Какие данные доступны в профиле номера

Новый сервис содержит личные номера телефонов и показывает, когда они были оформлены на паспорт россиянина. Также в разделе отображаются корпоративные номера, выданные организациями, если сотрудник активировал их через “Госуслуги”.

Раздел “Сим-карты” на “Госуслугах” содержит следующую информацию о каждом номере телефона:

  • название оператора связи;
  • данные по договору с оператором;
  • наличие привязки к “Госуслугам”;
  • IMEI телефона;
  • дата активации сим-карты.

Кроме того, в сервисе каждому номеру телефона можно присвоить свое название. Например, “домашний”, “рабочий” и так далее.

Что делать, если номер вам не принадлежит

Как подать запрос на блокировку

При обнаружении подозрительного номера, который принадлежит человеку, но не числится за ним, можно воспользоваться услугой временной блокировки сим-карты. Перед этим понадобится сменить номер на актуальный — заблокировать сим-карту без его указания можно только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Для подачи заявления на “Госуслугах” требуется указать номер телефона и оператора. Уведомление о том, что номер заблокирован, поступит в кабинет в течение часа.

Как оспорить или удалить чужой номер на ваше имя

На “Госуслугах” можно расторгнуть договор на оказание услуг связи, если сим-карта больше не нужна, при наличии УКЭП. При этом баланс номера не должен быть отрицательным. Услуга доступна в разделе “Сим-карты” в личном кабинете. Для подачи заявления понадобятся паспорт, номер телефона и название оператора связи.

Самозапрет на оформление сим-карт

С 1 сентября 2025 года в разделе “Сим-карты” на "Госуслугах" появилась возможность установки самозапрета на оформление карт. Воспользовавшись услугой, россиянин не сможет активировать на себя новый номер, а операторы связи не будут заключать договор об оказании услуг. Для снятия самозапрета понадобится обратиться в МФЦ с паспортом и СНИЛСом.

Особенности и ограничения сервиса

Почему могут отображаться не все номера

Если несколько причин, по которым в сервисе на ”Госуслугах” могут отображаться не все номера. Например, сим-карта новая и была оформлена менее 24 часов назад или на старые паспортные данные. Также номер может отсутствовать в личном кабинете, если она еще не была активирована.

Лимит на количество активных сим-карт

Весной 2025 года в силу вступил закон, запрещающий гражданам России иметь более 20 сим-карт на одного человека. Лимит для иностранных граждан — 10. Учитываются не только собственные карты, но и оформленные на физическое лицо корпоративные. “Если число ваших сим-карт уже превышает эти лимиты, нужно отказаться от лишних. Россиянам — до 1 ноября, всем остальным — до 1 июля. Меры необходимы для того, чтобы злоумышленники не могли оформлять сим-карты для массовых обзвонов”, — сообщило Минцифры в своем Telegram-канале.

Как дополнительно защитить себя от мошенников

Отказаться от массовых обзвонов. С 1 сентября 2025 года операторы связи обязаны прекратить такие вызовы после того, как клиент подаст заявление на отказ через личный кабинет или приложение.

Никогда не сообщать коды из SMS, CVV, PIN, пароли, данные паспорта. Если на связь выходит “сотрудник банка”, ”полиции”, “Роскомнадзора” и просит предоставить персональные данные, разговор нужно прервать и перезвонить самостоятельно по номеру телефона, который указан на официальном сайте. Роскомнадзор прямо рекомендовал класть трубку, если звонящий представляется их сотрудником.

Настроить блокировку спама. Услугу можно подключить у оператора связи либо проверить наличие функции в настройках телефона.

Не переходить по ссылкам и не устанавливать программы. Нельзя открывать ссылки, которые содержатся в SMS от незнакомых и подозрительных номеров. Также иногда мошенники могут попросить установить на телефон специальную программу, которая позволяет им удаленно управлять устройством. В таком случае они смогут получить персональные данные, реквизиты банковской карты, доступ к другим приложениям, коды из SMS и остальное.