46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, известный как "Ночные ведьмы", стал одним из самых знаменитых подразделений Великой Отечественной. Во главе со своим бессменным командиром легендарной Евдокией Бершанской летчицы выполнили более 23 тысяч боевых вылетов и сбросили почти 3 тысячи тонн авиабомб. Подразделение участвовало в ключевых операциях – битве за Кавказ, прорыве немецкой обороны на Тамани, известной как "Голубая линия", освобождении Крыма, Белоруссии, Польши и штурме Берлина. 23 летчицы из "Ночных ведьм" удостоены звания Героя Советского Союза.
Большой фильм Александра Рогаткина смотрите в следующие выходные на телеканале "Россия 24". Фрагмент – прямо сейчас.
"Так, прибыли. Белка, Соболь, выставляйте мачту. Санчес, готовь дроны. Алга, разворачиваем позицию", – приказывает заместитель командира бригады отряда "Крым" Центра специального назначения (ЦСН) "Барс-Сармат" Юлия Губанова.
А это специальный отряд охотниц на украинские беспилотники, операторов так называемого FPV-ПВО. Летают практически в любую погоду.
"Дождь так себе, но, слава богу, ветер попутный, поэтому наши прекрасные птички полетят по ветру и достигнут цели", – говори Юлия Губанова.
Оператор дронов Алга из Татарстана – одна из лучших FPV-снайперов.
"Естественно, сложнее сбить воздушную цель. Потому что она двигается. Ну, а на земные цели – они бывают статичны", – рассказывает оператор отряда "Ночные ведьмы" ЦСН "Барс-Сармат" Гульнара (позывной Алга).
- Соболь! Возьми чехлы для дронов, собирайте дроны!
Недавно Алга с напарником уничтожила украинский беспилотник-разведчик "Лелека-100".
Женский отряд операторов FPV-дронов называется "Ночные ведьмы".
"Ночные ведьмы 2.0" нас ребята начали называть. То есть, мы такие же пилоты, летчицы, как и во время Великой Отечественной войны. Наши девчонки поднимали эти легкомоторные самолеты и ночью бесшумно подлетали к врагу и наносили им сокрушительные удары", – говорит заместитель командира бригады отряда "Крым" ЦСН "Барс-Сармат" Юлия Губанова.
"Ночных ведьм" создала Юлия Губанова, раньше она была в Запорожье главой районной администрации.
"Покушение было на главу Акимовского района, его взорвали. Слава богу, остался жив. Но очень долго восстанавливался. Как раз губернатор меня направил на новый ответственный участок, как раз возглавить военно-гражданскую администрацию Акимовского муниципального округа", – рассказывает Юлия Губанова.
Но год назад кандидат в мастера спорта по биатлону решила пойти на фронт и записалась в "Барс-Сармат" Дмитрия Рогозина.
Юлия Губанова: "Под его знаменем формировали наш отряд. Вот и он мне сказал: "Давай, Юль, организуем "Ночные ведьмы". Продолжение, так сказать".
"Мы проходили подготовку, полную тактику, и стрелковую подготовку, и, естественно, подготовку пилотов. Но потом, в любом случае, к нам присоединились наши дорогие мужчины. И расчеты у нас смешанные. Мальчики-девочки, живем дружно, летаем, бьем врага", – говорит Юлия Губанова.
Цели бывают разными: от вражеских дронов – до бронетехники. "Ночные ведьмы" умеют все.
"Здесь два вида снаряда. Это кумулятивный заряд, на технику больше он. Кумулятивная струя прошибает броню даже у танка, в принципе. И он называется еще "Морковка". А это ОФОБЧ, два килограмма. Это для пехоты. То есть у него большая осколочная часть, он взрывается, разлетается. И поражение наносит, преимущественно, своей железной рубашкой, которая рассыпается", – объясняет инженер отряда "Ночные ведьмы" ЦСН "Барс-Сармат" с позывным Санчес.
За техническую исправность дронов отвечает инженер с позывным Санчес, она же и снаряжает свои птички боевыми зарядами.
Нередко приходится работать по своим украинским коллегам. Вот здесь дрон поражает вражеского инженера, готовившего FPV-дрон к полету.
"Он – враг. Либо я его, либо он меня, тут нет выбора. А как бы жить я хочу. И хочу, чтобы мое поколение тоже счастливо и мирно жило. Поэтому приходится", – говорит командир расчета БПЛА отряда "Ночные ведьмы" ЦСН "Барс-Сармат" Татьяна (позывной Белка).
А здесь "Ночные ведьмы" бьют по антеннам управления дронами. Так можно одним ударом на долгое время очистить от эфпивишек целый участок фронта. Поэтому свои антенны девушки стараются надежно замаскировать.
"По антенне можно определить, где находится оператор, и чтобы обезопасить себя, антенна стоит дальше от точки взлета", – объясняет Татьяна.
Белка – командир расчета БПЛА. Она из Белгорода. В родном городе пекла хлеб в семейной пекарне.
"Когда работала волонтером в медроте, видела много раненых ребят, помогала ребятам. И тогда я поняла, что мне нужно идти на фронт", – говорит Татьяна.
- Ну и, когда наш город обстреляли очень сильно, был теракт в Белгороде, наверное, это стало точкой невозврата, да. Мама моя была против, но, к сожалению, я ее не послушала, к её сожалению. Но сейчас она мной гордится. Да, мой брат родной тоже здесь. Брат родной, молодой человек, все тут. Старший тоже заходит, будет воевать. Все дети, вот мама говорит, всех отправила на войну, как говорится.
Юлия Губанова: "У нас сегодня такое событие. На боевом задании мы празднуем день рождения нашего бойца, нашей боевой подруги, позывной Соболь. Поэтому я хочу пожелать ей счастья, быть любимой, любить, и чтобы не было войны, а она вернулась домой к своей дочке. Поэтому, Соболь, с днем рождения тебя!"
А какой самый лучший подарок для "ночной ведьмы"? Только комплект из трех новых FPV-дронов "Бекас".
- И специально для Соболь в ее день рождения от тамбовских производителей дронов "Бекас", вот тебе такой вот боевой комплект. Держи!
"Ребята, огромное вам спасибо. Мне безумно приятно. Это первый мой такой день рождения", – благодарит Соболь.
- На фронте, да?
- На фронте и еще с такими подарками. Он действительно будет нам очень полезен. Причем это отличная помощь не только мне, но и моим девчонкам. Потому что мы одна семья. Спасибо вам огромное!
- Что тебе подарили сослуживцы? Боевые подруги?
"Боевые подруги, естественно, это куча всевозможных вкусняшек, это были сюрпризы, шоколадки, печенье. Это было 5 минут первого, только вот 5 минут моего дня рождения, и ко мне в комнату просто приходят мои ребята с огромным букетом цветов. Я растерялась. Но это тот момент, когда растрогалась", – рассказывает Анастасия Соболева, командир расчета "Сова" отряда "Ночные ведьмы" ЦСН "Барс-Сармат".
- Это самое ценное?
- Да!
Анастасия Соболева по профессии юрист. Специалист по банкротствам. Была солидная и хорошо оплачиваемая работа.
"У меня брат мобилизован. Я не хотела, чтобы он был один из нашей семьи, кто с этим столкнулся. Это война общая. И я хочу быть также рядом, быть со своим братом, с моей семьей. Мой брат- пулеметчик", – говорит Анастасия.
- В штурмах, да?
- Да. Поэтому я не думаю, что ему проще. И если я могу каким-то образом ему помочь и как-то прикрыть, я это сделаю.
А дома ждут мама и дочка.
Анастасия Соболева: "Дочери 11 лет. Она меня очень ждет, она рассказывает обо мне в школе, как выяснилось. И я надеюсь, что скоро в отпуске мы с ней, наконец, увидимся".
"Вы знаете, мой отец, он всегда воспитывал во мне бойца. Ну, наверное, вот это вот понимание того, что я боец, и чтобы ни было, мне надо справиться. Это с детства. Поэтому, ну по-другому быть не может. Я боец – и все. Были моменты, когда хотелось опустить руки, они у всех бывают. Но все равно в какую-то секунду ты говоришь себе: нет, я пойду дальше. И все, и работаешь", – говорит Анастасия Соболева.
"Мы привыкли. Мы научились здесь, как бы, выживать. Даже если мы девчонки, несмотря на это, можем. Ничего страшного. За каждой тягостью наступает облегчение. Я часто переживаю за свой расчет. Наверное, это самое сложное. Я контролирую их, как мамка. Боюсь за них", – делится командир расчета БПЛА отряда "Ночные ведьмы" ЦСН "Барс-Сармат" Татьяна (позывной Белка).
Белка говорит, что, несмотря на тяготы военной службы, девушкам намного проще управлять дронами.
Татьяна: "У нас мимика... Моторика! Моторика, да, у нас моторика. Мы – девчонки ж, да, они же шьют, вышивают, там что-то делают. И за счет этого, да, девчонкам дается это проще, чем мужикам. Поэтому... Ну, и мужики... как бы дают фору, учат, помогают, наставляют".
- Все взлетаем! Пошла жара!
- Куда летим?
Юлия Губанова: "Бомбить фашистов. Поддерживаем штурмов. Сейчас быстренько, погоды нет, отлетаем 6 дронов и сворачиваемся. Поддерживаем сейчас, наши пойдут на штурм, попросили противника отработать".
"Давай с тобой поговорим, прости, не знаю, как зовут.
Но открывается другим все то, что близким берегут.
Ты скажешь: "Все наоборот, согласно логике вещей",
Но это редкий поворот, а, может, нет его вообще…"