Принцип работы компаса
Если вы когда-нибудь задумывались, откуда стрелка вообще знает, где север, рекомендуем не пропускать этот раздел.
Как прибор устроен
Наша планета — это по сути огромный магнит — у нее есть магнитное поле. Именно его ловит стрелка компаса на тонкой оси — ее цветной конец поворачивается вдоль силовых линий и указывает на магнитный север. А чтобы стрелка не дергалась и быстро останавливалась в нужном направлении, в корпусе есть гасящая колебания жидкостная капсула.
Впрочем, способ испортить показания компаса тоже есть. Это помехи из-за любой электроники и металла (телефон, пауэрбанк, нож, ключи, ограды, линии электропередач). Поэтому нужно отойти подальше от таких предметов и держать прибор на вытянутой руке.
Из чего компас состоит
Из рабочих деталей у походного компаса есть прозрачная капсула с ориентирующими линиями и "домиком" на дне. По ним карту поворачивают так, чтобы стрелка указывала на отметку север, и определяют, куда идти дальше.
Вокруг капсулы вращается лимб (цифровая шкала) с делениями 0–360° и индексной меткой: на нем выставляют и запоминают направления движения. А на пластине есть направляющая стрелка — по ней, в общем-то, и идут. Пластина обычно снабжена линейкой и шкалами под популярные масштабы карт (1:25000, 1:50000), что помогает корректно измерять расстояние.
Какие есть виды

- Пластинчатый (базовый туристический): прозрачная подложка, лимб, жидкостная капсула. Идеальный вариант для новичков.
- Зеркальный (пластинчатый с зеркалом): чуть габаритнее базы, но точнее указывает направление и удобен в плохую погоду.
- Линзовый / призменный: имеет корпус-"раскладушку", визир с линзой либо призмой, прочный, тяжелый, хорош в точном наведении.
- Спортивный / пальцевый: компактный, с очень "живой" стрелкой.
- Геологический: с зеркалом, клинометром, часто без прозрачной пластины, полезен для съемки рельефа и полевых работ.
- Корабельный: крупный, с кардановым подвесом, устойчив к качке.
- Электронный: основан на магнитометрах, показывает направление и умеет автоматически учитывать склонение, но требует калибровки и "боится" помех.
Подготовка компаса к использованию
Прежде чем начинать пользоваться компасом и отправляться в путь, убедимся, что инструмент исправен. Советы, как это сделать, — ниже.
На что обратить внимание
Сначала осмотрите компас. Что должно быть:
- Капсула прозрачная, без помутнений и трещин
- Лимб вращается равномерно
- Деления и метки хорошо читаются
- Пластина ровная
- Шкалы-линейки не стерты
- Магнитная стрелка целая, разные концы заметно отличаются по цвету

Далее проверьте ход стрелки. Для этого держите компас горизонтально на вытянутой руке, а потом поверните прибор на 90°. Стрелка должна быстро — за 1–2 секунды — вернуться и остановиться. Затем чуть наклоните устройство: стрелка не должна задевать крышку или дно. Так можно убедиться, что она точно указывает на север.
После этого проверьте реакцию компаса на помехи: уберите все магнитное и металлическое на 50–70 см, посмотрите показания компаса, а затем плавно поднесите к прибору телефон или нож и отведите обратно. Если направление "плывет" — компас чувствителен к технике и металлу и может из-за них барахлить.
И напоследок — смысловой тест. Найдите понятный ориентир, где ясно, в каком направлении север, и проверьте, куда показывает стрелка. Если же модель зеркальная или линзовая, наведите прибор на дальний объект — метка и направление должны совпадать, картинка в зеркале быть четкой.
Как откалибровать прибор
Если компас механический и у него есть регулировка, можно выставить учет склонения. Для этого нужно найти на лимбе или внутри капсулы специальный винт или шкалу и указать уровень склонения в вашем районе (должен быть указан на карте). Если регулировки нет, это придется запомнить и учитывать.
Электронный компас без калибровки будет бесполезен. Поэтому нужно снять магнитный чехол или держатель, отодвинуть девайс от помех, запустить калибровку в приложении и следовать подсказкам (обычно это движения "восьмеркой" до появления зеленого индикатора). Также в настройках нужно выставить режим True North или Magnetic (если идете по бумажной карте или считаете азимуты, соответственно).
Как правильно держать компас

- Прибор на уровне вашей груди, руки расслаблены, локти ближе к корпусу.
- Пластина расположена ровно горизонтально.
- Поворачивайтесь корпусом, а не кистью, пока "домик" не совпадет со стрелкой.
- Смотрите вдаль: направляющая стрелка = ваш взгляд; выберите дальний ориентир и идите "от точки к точке".
- Если компас зеркальный, расположите зеркало под углом 45°, держа компас горизонтально перед собой, и смотрите на дальний ориентир через метку на крышке.
- Если компас линзовый, поднесите его к лицу, уприте корпус в большой палец и смотрите через крышку с щелью на цель, а через маленькую линзу — на число на шкале.
Поиск сторон света
Компас проверили, все работает. Теперь пора научиться им пользоваться.
Как определить стороны света
Обозначаются они север, юг, восток и запад — N, S, E, W соответственно.
Поверните лимб так, чтобы "домик" в капсуле накрыл красный конец стрелки — тогда метка “0°/N” окажется там же. Теперь можно определить остальные стороны света прямо с лимба: N — на указанной отметке, S — строго напротив, E — на 90° справа от N, W — на 90° слева.
Напоминание: днем солнце движется с востока на запад. Если компас явно показывает другое, — рядом помеха или вы неверно развернули лимб.
Как учитывать магнитное склонение

Стрелка указывает на магнитный север. Он не совпадает с географическим (истинным), то есть, с направлением на ось вращения Земли. Разница между ними и называется магнитным склонением: в картах и приложении обычно есть подсказка, сколько градусов и в какую сторону нужно учесть. Особенно это важно, если предстоит долгая дистанция.
Выставить значение склонения можно на самом компасе, если функция регулировки. Если же ее нет, придется действовать по правилу: E — минус, W — плюс при переходе "карта → компас". Пример: курс по карте 100°, склонение E +6° → на компасе ставим 94°. Если W 6° → ставим 106°.
Определение азимута
Азимут — это угол между направлением на север и линией вашего пути, который считают по часовой стрелке. Север — 0° (или 360°), восток — 90°, юг — 180°, запад — 270°.
Бывает два вида азимута:
- Магнитный — куда смотрит стрелка.
- Истинный — как указано на карте.
Как вычислить на местности
- Наведите компас на объект: направляющая стрелка должна смотреть прямо на цель.
- Поверните лимб, чтобы "домик" в капсуле накрыл цветной конец стрелки.
- Посмотрите на число у индексной метки — это магнитный азимут.
Как определить по карте

- Найдите на карте себя и цель и разверните карту по северу.
- Проведите между точками прямую и положите компас так, чтобы направляющая стрелка и ребро пластины лежали на этой линии (нос стрелки — к цели).
- Поверните лимб, пока линии в капсуле не станут параллельны меридианам карты, а “N/0°” не окажется вверху.
- Посчитайте истинный азимут по индексной метке.
- Переведите в магнитный с учетом магнитного склонения.
Как двигаться по азимуту
- Откалибруйте компас.
- Выберите дальний ориентир ровно по стрелке и идите к нему. У цели сразу выберите следующий.
- Каждые 2–3 минуты (или 100–200 м) проверяйте положение стрелки — она должна быть в "домике".
Что такое аварийный (обратный) азимут
Это направление, строго противоположное вашему курсу. Как его посчитать:
- Если прямой азимут < 180°, добавьте 180°.
- Если ≥ 180°, вычтите 180°.
Примеры: 112° → 292°, 255° → 75°.
Как применять: выставьте полученный угол на лимбе, повернитесь корпусом, чтобы "домик" накрыл стрелку, выберите дальний ориентир и идите.
Ориентирование с помощью компаса
В походе есть риск потеряться. Но если пользоваться компасом, этого можно избежать.
С картой

Если не получается соотнести карту с местностью, сопоставьте со схемой видимые ориентиры (дорога, мост, изгиб берега, линия ЛЭП, вершина). Если и это не выходит, постарайтесь сначала выйти к реке или трассе.
Идти старайтесь, разбив путь на отрезки с понятными точками и по возможности используйте "барьеры" (река, хребет, большая дорога), которые трудно пропустить. Первый отрезок отслеживайте по компасу.
Без карты
В таком случае ориентироваться на местности нужно на большую линейную структуру (дорога, река, гребень, берег) или что-то большое и заметное (вышка, перевал, край леса). Препятствия при этом обходите "коробочкой" (90° → нужное число шагов → 90° обратно → вернулись на курс).
Если пока не видно, куда идти, но вы точно знаете, что "где-то на востоке" есть большая дорога или берег, держите устойчивый курс к ней, даже если придется сделать крюк.
По ориентирам
Ваша задача — понять, где вы, используя компас и видимые объекты.
С картой это делается обратной засечкой. Для этого разверните карту по северу → выберите 2–3 узнаваемых объекта → снимите на них магнитные азимуты и переведите в истинные → на карте проведите обратные направления движения (±180°) через эти объекты. Их пересечение ("треугольник ошибки") — и есть ваше местонахождение.
Без карты нужно оценить свое положение относительно "линейных" и точечных ориентиров. Для этого определите стороны света и прикиньте, где основные ориентиры. Снимите азимут на заметный объект и держите курс до реки или дороги, а когда достигнете — идите до опознаваемой точки (мост, развилка) и уточните позицию.
Использование компаса в разных условиях

Выше мы подробно рассказали теорию. Но на практике понять, куда идти и что вообще делать, бывает очень сложно. Все предусмотреть невозможно, но мы разберем несколько отдельных случаев.
В лесу
Главные трудности — плохая видимость, однообразный рельеф и риск выйти на "удобную" тропу — любую заметную дорожку, которая идет не по вашему курсу.
Что делать:
- Дробите путь на короткие отрезки по 100–300 м и идите от ориентира к ориентиру.
- Намеренно смещайте курс на 2–4° к дороге или реке, чтобы гарантированно выйти на нее с нужной стороны.
- Идите вдоль кромки леса, ручья, линии ЛЭП или тропы, периодически сверяясь с компасом.
- Каждые 2–3 минуты сверяйтесь с компасом и корректируйте курс (особенно на склонах).
В экстремальных ситуациях
- Действуйте по правилу STOP (Stop–Think–Observe–Plan): остановиться, подумать, оглядеться, спланировать.
- Если знаете, где дорога, берег или долина, идите туда, — не важно, какой крюк придется сделать. Не сворачивайте — повторно определить стороны света может быть очень трудно.
- Не теряйте из виду крупных ориентиров.
- Считайте дистанцию: шаги или минуты на отрезок.
- Попробуйте снять обратный азимут и вернуться.
- Если путешествуете в группе, часто сверяйтесь и обсуждайте, как ориентироваться в случае рассоединения.
На смартфоне

Гаджеты — вещь удобная, но капризная. В общем, дополнение, а не замена обычному компасу.
Помимо того, что их нужно регулярно калибровать и "оберегать" от помех, дополнительно заранее скачайте на устройство карты. В походе включайте авиарежим и GP, чтобы снизить расход батареи.
Лучше всего строить отрезок на телефоне, проверять калибровку, а потом пользоваться традиционным прибором, который точно указывает на север.
Советы по безопасности
Перед выходом сообщите близким план маршрута и приблизительное время возврата, проверьте снаряжение (компас, карта, фонарь с батарейками, свисток, вода, перекус, защита от дождя и холода), скачайте офлайн-карты и заранее решите, в какой момент целесообразно бить тревогу.
Учитывайте условия:
- В туман, снег и ночью укорачивайте отрезки, используйте фонари и отражатели и ориентиры с четким контуром.
- В жару и холод следите за своим состоянием.
- Берега, болота и осыпи обходите "коробочкой", не срезайте путь.
- Держите компас подальше от металла и магнитов.
- От машин и ограждений отходите на десятки метров.
В группе распределите роли, держите визуальный контакт и озвучивайте то, куда вы сейчас идете.