Федор Тютчев: биография поэта и интересные факты

Читать Вести в MAX
Федор Иванович Тютчев вошел в историю как гениальный лирик, чьи стихи о природе и любви знает каждый. И за этим поэтическим образом стоит глубокая и порой противоречивая натура. О детстве, о поэзии и об интересных фактах его биографии, включая насыщенную жизнь Тютчева за рубежом и его работу в Государственной коллегии иностранных дел, — в материале “Вести.ру”.
Автор:
Полина Григорьева
редактор "Вести.ru"

Детство и юность

Семья и происхождение

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Он происходил из старинного русского дворянского рода и с ранних лет находился в среде, где французская и немецкая речь звучали не реже русской, а античных авторов и новых европейских поэтов читали вслух наряду с Карамзиным.

Отец Федора — Иван Тютчев — был помещиком и представителем местного дворянства, вел хозяйство и служил государству. Мать Екатерина Львовна происходила из рода Толстых. Она была чрезвычайно умной и образованной женщиной, руководила первоначальным образованием сына, привила ему любовь к литературе, иностранным языкам и искусству. Род Тютчевых дал поэту и чувство “гнезда” — Овстуг оставался для него точкой отсчета, куда возвращались письма и воспоминания.

Для воспитания и образования юного Федора был приглашен Семен Егорович Раич — поэт, переводчик и глубоко образованный человек. Он стал не просто учителем, а другом и наставником для мальчика: поощрял первые поэтические шаги, изучал с ним античную литературу, латынь и русскую поэзию.

Учеба в университете

С 1817 года Федор Тютчев как вольнослушатель посещал словесное отделение Московского университета у Алексея Мерзлякова и Михаила Каченовского, а через два года в возрасте 16 лет был зачислен студентом. К этому моменту его стихи уже публиковали в периодических изданиях, а в четырнадцать лет он был избран в члены Общества любителей российской словесности. В декабре 1821 года Тютчев попросил сдать экзамены досрочно, и ему было дано разрешение. В университетском аттестате подчеркивалось, что Федор Тютчев “был испытываем в науках и оказал отличные успехи”.

“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить".
(1866 год)

Жизнь и служба за границей

Дипломатическая карьера в Германии

Федор Тютчев получил диплом с отличием и звание кандидата словесных наук, и блестящее окончание Московского университета открыло ему двери на дипломатическую службу. В 1821 году он был зачислен в Государственную коллегию иностранных дел и отправлен в русскую миссию в Мюнхене, где в качестве внештатного атташе проработал 22 года.

В Мюнхене сформировались ключевые черты Тютчева. Он, блестяще образованный и остроумный, быстро вошел в высшие круги европейской интеллигенции и стал своим человеком для немецкого поэта Генриха Гейне и философа Фридриха Вильгельма Шеллинга. С Шеллингом Тютчева связывали дружеские отношения и долгие философские беседы, а идеи немецкого идеализма стали основой его собственного философского мировоззрения. С Гейне поэт общался на равных, и, считается, тот говорил, что Тютчев — один из самых умных людей, которых он встречал.

В середине 1830-х годов у Федора Ивановича случился служебный кризис: он затянул командировку и был на время уволен. Но уже к концу десятилетия поэт вернулся в строй: служил секретарем миссий в Турине и снова в Мюнхене. Именно здесь сложилась “немецкая” часть биографии Тютчева: первый и второй браки, смерть жены, рождение детей, публикации и широкая светская сеть. В 1844 году, проведя за границей более двух десятилетий, Тютчев был отозван в Петербург — с прочной репутацией тонкого наблюдателя германских дел и филологической выучкой, которой он обязан и своей поэзии, и блестящему знанию немецкой интеллектуальной жизни. Его назначили на должность главного цензора при Министерстве иностранных дел Российской империи и дали чин статского советника.

Литературная деятельность за рубежом

Литературная репутация Тютчева сложилась именно за границей, прежде всего в Мюнхене. Почти все его ранние шедевры — короткие лирические миниатюры о природе, любви и “стихии мысли” — были написаны в дипломатической повседневности, на пересечении русской культурной памяти и живого контакта с немецкой философией и поэзией. Рукописи ходили среди друзей и соотечественников, но сам автор не стремился к литературной “службе”, печатался неохотно и нерегулярно.

Прорыв произошел в 1836 году, когда несколько стихов Тютчева появились в “Современнике” под общим заголовком “Стихотворения, присланные из Германии”. С тех пор отдельные циклы и стихи продолжали издаваться в петербургских журналах, но сам Тютчев оставался “дистанционным” поэтом: он писал в русле личной, почти камерной поэзии, где бытовое наблюдение за погодой, морем, грозой или ночным небом оборачивалось философским размышлением о хаосе и гармонии, о границах языка и молчания.

Ключевые стихи, написанные Тютчевым в годы жизни в Германии:

  • “Весенняя гроза” (1828 год, переработано в 1854-м);
  • “Silentium!” (около 1830 года);
  • “Как океан объемлет шар земной…” (1830 год);
  • “С поляны коршун поднялся…” (1835 год);
  • “Зима недаром злится…” (1836 год);
  • “Фонтан” (1836 год).

“Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи”.
(“Silentium!”, 1830 год)

Возвращение в Россию

Общественная и публицистическая деятельность

Спустя 20 лет, проведенных в Германии, Федор Иванович Тютчев вернулся в Петербург. Он получил должность в Министерстве иностранных дел и в 1848 году стал старшим цензором, затем сделал полноценную карьеру, завершив ее в высоком гражданском чине тайного советника в 1865-м. За это время он написал много публицистических статей, рассуждал как о своей стране, так и о западных, и продвигал идею о том, что славянские народы должны объединиться под главенством России. Лично император Николай I одобрил, чтобы Тютчев выступал в западной печати и поддерживал позитивный облик России на Западе.

Еще после возвращения в Россию в 1844 году Федор Иванович влился в светскую жизнь и стал яркой фигурой петербургских салонов. Его ценили за блестящий ум, эрудицию, остроумие и способность вести беседу на любую тему. Дом поэта и салон стали важным интеллектуальным центром, где собирались литераторы, политики, дипломаты. Здесь обсуждались самые острые вопросы внешней и внутренней политики. В 1860-е он все активнее присутствовал в русской публичной сфере: поддерживал связь с редакцией “Московских ведомостей” М. Н. Каткова, реагировал на текущие политические события стихами и заметками, участвовал в обсуждении “польского вопроса” и восточноевропейских дел.

Тютчев был одним из главных идеологов панславизма. Он разработал цельную геополитическую концепцию, которую изложил в ряде статей и политических мемуарах. Ключевые тезисы концепции:

  • мир стоит на пороге грандиозной схватки между двумя силами: Российской империи и Западом;
  • судьба России — объединить все славянские народы под своей эгидой и создать мощную православно-славянскую державу;
  • Запад духовно исчерпал себя и погряз в мещанстве;
  • Крымская война — крестовый поход Запада против России.

В эти годы Тютчев писал и печатал статьи на французском языке: “Россия и революция”, “Россия и Германия”, “Папство и римский вопрос” и другие. Несмотря на свои консервативные взгляды, Тютчев выступал за свободу слова и отмену цензуры, полагая, что только открытое общество сможет выполнить великую задачу, стоящую перед Россией.

“Цензура служит ограничением, а не руководством. А у нас в литературе, как и во всем остальном, речь должна идти, скорее, не о подавлении, а о направлении. Мощное, умное, уверенное в своих силах направление — вот кричащее требование страны и лозунг всего нашего современного положения” (“О цензуре в России”, 1857 год).

Участие в литературной жизни Петербурга

Федор Тютчев начал снова писать стихи и публиковать их в начале 1850-х годов: “О, как убийственно мы любим”, “Как дымный столп светлеет в вышине!” Большая часть стихов была лирической и философской, но кроме любовных произведений Федор Иванович много писал и на политические темы. Вместе с П. А. Плетневым поэт выпустил прижизненное собрание “Стихотворений Ф. Тютчева”, которое закрепило его имя для широкой публики.

В 1850–1860 годы Тютчев время от времени отдавал стихи в столичные журналы и альманахи, а в период реформ и европейских кризисов публиковал отклики “по горячим следам”: политические элегии и эпиграммы, которые обсуждались в редакциях и салонах наравне с журнальной публицистикой. В петербургской среде он держался в стороне от литературных партий и шумной критики, но его высоко ценили за “короткую форму” и редкую для русской поэзии философскую насыщенность. К середине 1860-х репутация Федора Тютчева окончательно оформилась: он стал признанным классиком современности.

Личная жизнь

Личная жизнь Федора Тютчева — это цепь ярких, счастливых и одновременно драматических связей. В Мюнхене в 1826 году он женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине фон Ботмер. Их семья была по-европейски открытой: в гостиной обсуждали музыку, книги и политику, дети росли, разговаривая на нескольких языках. В этом браке родились три дочери: Анна, Дарья и Екатерина. Смерть Элеоноры в 1838 году в связи с болезнью стала тяжелейшим ударом: поэт переживал утрату мучительно и надолго.

В 1839 году Тютчев вступил во второй брак — с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Девушка была собранной, практичной, хозяйственной, и рядом с ней жизнь поэта обрела порядок. У супругов родились Мария, Дмитрий и Иван. Дом Тютчевых при Эрнестине держался на ее энергии: она вела переписку, хлопотала о служебных делах мужа, организовывала переезды и лечение детей.

Самая драматическая глава — связь Тютчева с молодой петербургской аристократкой Еленой Денисьевой. Их отношения начались в конце 1840-х и продолжались до ее смерти в 1864 году. Союз был фактически открытым, но неузаконенным. Он стоил обоим боли и общественных осуждений. У партнеров родились трое детей: Елена, Федор и Николай, но двое умерли совсем юными. Из этого опыта вырос “денисьевский цикл” — стихи о вине, нежности и страхе потери — одна из самых пронзительных страниц русской любовной лирики XIX века. Отношения с Эрнестиной при этом не распались, и она приняла на себя и тяжесть скандалов, и заботу о законной семье.

Любовная лирика

Уже в ранних мюнхенских стихах любовь тяготеет к космическим масштабам и метафизике: она не столько “роман”, сколько столкновение двух миров: человеческого порядка и хаотической, иррациональной силы, которая поднимает из глубины и счастье, и страх. Для Тютчева любовь — это судьба и рок. От нее нельзя уйти. Она неизбежна.

“Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…”

(“Предопределение”, 1851 год)

Ранние стихи Тютчева, написанные в 1820–1830 годы, еще не столь трагичны, но в них уже звучат мотивы мимолетности счастья, разлуки и памяти. “Я помню время золотое…” — светлое и пронзительное стихотворение, посвященное его первой юношеской любви Амалии Лерхенфельд. Вершиной трагедии становится “денисьевский цикл” 1850–1864 годов. Это центральный и самый мощный пласт любовной лирики Тютчева. Он обращен к Елене Денисьевой и представляет собой единый “роман в стихах” с собственным сюжетом: от вспышки страсти до гибели героини и отчаяния лирического героя.

“О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!”

(1852 год)

В лирике Тютчева любовь представляется как роковое чувство, неминуемо ведущее к гибели. Несмотря на всю боль, эта любовь — и блаженство, и безнадежность. Это последний, самый яркий всплеск жизни перед неизбежным концом.

Отношение к славянофильству и философия

Философия Тютчева романтическая по происхождению и классическая по форме. На нее повлияли немецкая мысль и античная поэтика меры. В центре находится драматическая диалектика хаоса и космоса: мир устроен как встреча бездонной стихии и хрупкого порядка, человека и молчаливой природы, ночи и дня. Согласно философии поэта, разум ограничен: есть области, где “мысль, ставшая словом” неизбежно искажает сущность — отсюда недоверие к рационалистическим системам. Поэзия Тютчева — краткая, афористичная, с резкими антитезами и паузами. Он мыслит стихом как формой философского высказывания.

Прожив 22 года в Европе, Федор Иванович сформировал стойкое убеждение, что западная цивилизация исчерпала себя. Он считал, что она погрязла в рационализме, меркантилизме, индивидуализме и революционном начале, ведущем к анархии и разрушению. На фоне кризиса Запада Тютчев видел в России молодую, полную сил цивилизацию, призванную спасти мир. Россия, по его мнению, сохранила главное — дух истинную веру, православную, которые утратил Запад, погрязший в католицизме и протестантизме.

Тютчев был близок к кружку славянофилов, его статьи печатались в их журнале “Русская беседа”. С ними поэта объединяло:

  • идея особого пути России;
  • критика “слепого” заимствования с Запада;
  • вера в духовную миссию православия;
  • идея о пагубности петровских реформ: для Тютчева Петр I своими реформами насильственно разорвал органическую связь власти и народа.

Так, славянофилы скорее возвращались к исконным, допетровским началам. Тютчев же был пророком грандиозного будущего и геополитическим стратегом, мыслящим категориями грядущего.

Последние годы и смерть

Болезнь и уход из жизни

В конце 1860 годов Тютчев уже жил “на износ”: служба, семейные заботы, утраты и постоянные болезни подтачивали силы. Федора Ивановича настиг ряд жестоких потрясений: от туберкулеза ушла из жизни его жена и последняя любовь Денисьева, вскоре умерли два ребенка и мать поэта. Череда смертей не прекратилась: болезнь сердца забирает сына Дмитрия, затем умирает брат. В 1872 году он теряет дочь Марию.

Тютчев перенес несколько инсультов, которые давали парезы и приступы афазии: речь запиналась, память давала сбои, письма становились короче. Врачи рекомендовали покой и лечение на водах, но режим соблюдался плохо: он продолжал служебные дела, принимал посетителей, писал записки и стихи. Последний, самый сильный инсульт наступил летом 1873 года, и после нескольких дней в тяжелом состоянии поэт умер в окружении семьи. Его уход современники вспоминали как “тихий” и мужественный: он до конца сохранял ясность взгляда и привычку к внутренней собранности. Годы жизни Тютчева: 1803–1873.

Память и влияние на русскую поэзию

Судьба и биография Тютчева — пример непрерывно растущей репутации. Сегодня мыслитель прочно занимает место в ряду величайших поэтов Золотого века русской литературы наравне с Пушкиным и Лермонтовым. Его стихи продолжают оставаться актуальными, потому что они обращены не к сиюминутным проблемам, а к вечным вопросам человеческого существования.

Федор Иванович Тютчев повлиял на течение философского романтизма. Лирика поэта отличается глубиной анализа душевных переживаний человека и соединяет внешний пейзаж, олицетворяющий природу, и внутренний мир героев. Даже стихи о природе — живой и находящейся в постоянном движении — включают раздумья и о судьбе человека. Тютчев оказал огромное влияние на Бориса Пастернака, для которого природа была тоже живым, одушевленным организмом.

Поэт доказал, что малое стихотворение может быть вмещать космические масштабы. Он поднял вечные темы: человек и природа, космос и хаос, бренность бытия. Для Александра Блока и Андрея Белого тютчевский хаос, ночь, стихия были ключевыми образами. Философская напряженность Тютчева отозвалась в творчестве Арсения Тарковского.

Также Федор Иванович совершил революцию в изображении любви. Он показал ее не как идиллию, а как трагическую, роковую страсть, ведущую к взаимному уничтожению. Эта линия напрямую ведет к Анне Ахматовой с ее драматизмом, самоанализом и чувством вины.

Сегодня материальные объекты в память о Тютчеве включают музей-усадьбу в Овстуге, музей-заповедник “Усадьба Мураново имени Ф. И. Тютчева”. В одном из мюнхенский парков установлен памятник поэту с надписью: “Он служил России как дипломат в Мюнхене и всему человечеству как философ и поэт”.

Книгу стихов Федора Тютчева в Мураново читали все – от его детей до внуков.
Фото Леонида Варебруса

Интересные факты о Тютчеве

  1. Федор Тютчев не считал себя профессиональным поэтом. Писатель печатался неохотно, и скорее относил себя к литераторам-любителям.
  2. Учился в Московском университете подростком: уже в 14 лет стал членом Общества любителей российской словесности, в 18 — студентом, в 21 — выпускником с ученой степенью.
  3. Федор Тютчев часто посещал концерты и обожал музыку, что нашло отражение в его стихах, а именно в их музыкальности.
  4. Проживая в Германии, поэт писал стихотворения не только на русском, но и на французском языке.
  5. Перевел на французский язык манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. Текст предназначался европейской аудитории.
  6. Тютчев — дальний родственник Льва Толстого по матери.
  7. Первые стихи Федор Иванович посвятил мертвой птице, которую он нашел на роще у кладбища и похоронил.