У отстроенного театра, где еще два месяца назад стояли строительные леса, теперь плещется свет от новых фонарей. И будто часовой стоит новогодняя елка. Мариуполь готовится к главной премьере этого года – открытию Русского драматического театра.
Пока новый театр готовится к открытию, старый живет в стенах филармонии. И прирастает тут же новым поколением. Марьяна – третий актерский век в этой семье, ее дедушка – главный режиссер, бабушка – помощник режиссера, мама – актриса.
"Я надеюсь, что дочечка пойдет все-таки в театр по моим и дедушкиным стопам. Потому что это, я бы сказала, не профессия. Это хобби, это жизнь", – говорит актриса Марина Мусиенко.
Афиша расписана до конца сезона.
"Жизнь продолжается, поэтому новое здание – это новый глоток воздуха для того, чтобы жить дальше", – говорит главный режиссер театра Сергей Мусиенко.
Русский драматический театр в Мариуполе был рожден дважды. Сначала – в дыму керосиновых ламп любительских подмостков в 1847-м. Потом – в бетоне и стекле хрущевской оттепели, под сенью строгого портала, обещавшего вечные ценности.
В 2014 году политика ворвалась в зрительный зал с оружием в руках. Из Киева приходили директивы о поэтапном увеличении доли украиноязычного репертуара.
"На украинские спектакли приходило 10-15 человек", – вспоминает актриса театра Лариса Колесник.
Надпись "Дети" на асфальте перед портиком стала самой страшной театральной афишей.
Театр превратился в убежище для сотен мирных жителей. Они видели, как в театр заходили люди в украинской военной форме. Заносили тяжелые зеленые ящики с надписями, закрывали двери в служебные помещения.
"Я помню, находилась между первым и вторым этажом, и в это время услышала какой-то широкий гулкий взрыв. И что-то в меня начало лететь", – говорит режиссер Наталья Гончарова.
Труппа театра собралась впервые не по указу художественного руководителя, а по сарафанному радио уцелевших. 9 мая 2022 года на Театральную площадь пришли всего пять актеров, главный художник, заведующая труппой.
Первый спектакль в послевоенном городе они играли уже в сентябре 2022 года.
"Мы сидели всем скопом. И мы так дружно жили! Было холодно, отопления никакого. Директор купил обогреватели", – рассказывает главный художник театра Светлана Канн.
Александр помнит не количество метров до центра сцены, а ощущения, акустику, которая ловила шепот и несла на галерку.
"Надо будет жить дальше и начинать с нуля. Другой запах. Был свой запах на сцене. Сейчас нужно все это обживать. Это как переехать на другую квартиру. Но это театр", – говорит актер Александр Арутюнян.
Стройка кипела. Сюда приезжали рабочие со всей России, из северной столицы приглашали специалистов – скульпторов, способных по фотографии воссоздать утраченную фигуру. А в это время в филармонии шла своя жизнь.
Три года они играют в гостях. Вот и сейчас на сцене Мариупольской филармонии репетируют "Аленький цветочек" из новогодней программы. Пока петербургские строители возводили стены их разрушенного дома, актеры собирали душу будущего театра. И когда откроются двери отстроенного здания, оно не будет пустым.
Здесь все еще играют пьесы и уже репетируют переезд. Последний акт длиною почти в три года на временной сцене подходит к финалу.
Марьяна не знает, что такое обстрелы. Но уже знает запах кулис, голос матери со сцены и тепло рук деда, который приведет ее в новый театр. Его строили для Марьяны и для тех, кто не представляет жизни без театрального искусства.