Россию опять не спросили, хотя наша принципиальная позиция не приемлет присутствие иностранных войск на Украине когда-либо.
Не все европейские СМИ решились опубликовать кадры и напугать свою аудиторию видом несущихся к земле "орехов": сообщили – да, но не показали. Впрочем, те, кому надо, все увидели. "Орешник" попал в цель. В Германии, Франции и Британии удар назвали "безответственной и неприемлемой эскалацией". Еще и потому, что у них самих нет подобного оружия и средств противодействия ему.
Хотя кое-кто считает, что есть – глава евродипломатии, например.
"Эта смертоносная модель повторяющихся крупных российских ударов будет повторяться до тех пор, пока мы не поможем Украине ее разорвать. Страны ЕС должны активнее использовать свои запасы средств ПВО и немедленно приступить к реализации своих планов", – считает она.
Какие запасы, какие планы – это, видимо, уже только одной Каллас известно. Профессор экономики хельсинского университета Томас Малинен написал ей в ответ.
"От "Орешника" нет защиты. Если бы у тебя осталась хоть капля порядочности и морали, ты бы сейчас добивалась мира. Но нет, ты хочешь, чтобы Украина была полностью уничтожена, злобная ведьма", – отметил он.
На фоне действительно холодной зимы и критического падения собственных запасов газа (Германия рискует столкнуться с этим уже к середине февраля) удар по крупнейшему ПХГ можно считать и эскалацией, и ответом на эскалацию, и приглашением к содержательным переговорам – в этом направлении еще до второго "Орешника" начали поворачиваться некоторые европейские флюгеры.
"Я думаю, Макрон прав: я считаю, что ЕС тоже пора начать переговоры с Россией. Вопрос, конечно, кто должен это делать. Голосов слишком много", – считает Мелони.
Кто поднимет трубку и наберет Кремль? Кто-то из брюссельских – нет. Сама Мелони – тоже, слишком уж Трампа боится, Мерц – этот ради Украины Германию хоронит.
Испании с Португалией уже лет четыреста ничего серьезного не поручали. Скандинавам – лет триста. Стармер – не Евросоюз, у него отдельная клиника и своя история болезни. Как и у всего восточного фланга за вычетом Венгрии и Словакии, но Орбану и Фицо они такое доверить не могут – слишком трезво на вещи смотрят. А им так не надо. Может, и правда Макрон? Когда окончательно убедится, что очередная затея провалилась.
Вторник. Париж. Морозно. Рукопожатия и объятия на ступенях Елисейского дворца сведены до минимума – Макрон встречает гостя и быстро забегает с ним в помещение. Гостей много – больше 30: с ним Зеленский, еще один террорист – Буданов (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга) – впервые в качестве Ермака – то есть главы офиса, плюс вся "коалиция желающих". Собрались, чтобы обсудить гарантии безопасности на потом, и утвердить их в формате "декларации о намерениях".
Зеленский заявил, что председательствующими в "коалиции желающих" являются Британия и Франция, а их военное присутствие – оно обязательное.
Политическое обязательство закрепили в отдельном трехстороннем документе – ключевой элемент парижского спектакля. А как иначе это назвать, если план гарантий безопасности, который предполагается реализовать по окончании боевых действий, сам по себе не даст этим действиям окончиться?
"Мы согласовали декларацию о намерении разместить войска в случае заключения мирной сделки. И не отказываемся от идеи построить на Украине военные базы", – заявил Стармер.
Высказался и Макрон.
"Наши соотечественники должны помнить, что на следующий день после установления мира необходимо обеспечить гарантии мира и безопасности, обеспечить силы, которые будут сдерживать", – считает он.
Вопрос: и сколько их нужно? Ответ: обозначен потенциал в несколько тысяч человек. Несколько тысяч – это тысяч 15. Такая цифра фигурирует полуофициально. Далеко не масштаб крымской войны, да и проблемы с этим планом начались сразу же.
Они очень радовались, что в Париж приехали посланники из Вашингтона Уиткофф и Кушнер. И уж так они старались им понравиться.
"Никто, даже госпожа премьер Дании, вопроса Гренландии не поднимала", – заявил Туск.
А все напрасно. Взаимной учтивости не дождались. Люди Трампа вообще ничего подписывать не стали, более того – саму декларацию заставили переписать.
Подробности участия США в многонациональных силах по Украине были удалены из более раннего проекта, с которым ознакомилось издание Politico. В той версии оговаривалось, что США обязуются "поддержать силы в случае нападения" и оказать помощь в сборе разведывательной информации и материально-техническом обеспечении.
Как раз после этого голову Мелони и посетили светлые мысли.
Как только Стармер вернулся, ему пришлось держать ответ перед парламентом по поводу того, что он там в Париже подписал. Справедливости ради, когда британские консерваторы были у власти, упреки, которые они адресуют сейчас Стармеру, звучали и в их адрес.
"Очевидно, что у премьер-министра либо нет подробностей, либо он не хочет их предоставлять. Но это важно. Он должен созвать срочное совещание лидеров НАТО. Он должен был уже поговорить с президентом Трампом. Это важно, потому что, если какое-либо мирное соглашение будет нарушено, мы окажемся в прямом конфликте с Россией", – считает лидер оппозиции Кеми Баденох.
В пятницу в Киеве министр обороны Британии Хили повозмущался "Орешником" и сообщил Зеленскому новость о том, что для отправки британских войск на Украину в бюджете королевства забронированы 200 миллионов фунтов. Как-то негусто, учитывая, что на размещение одной бригады в Литве Германия потратила около 10 миллиардов евро. Причем, безденежье – это не единственная проблема.
"Сегодня в британской армии в лучшем случае 25 тысяч боеспособных военнослужащих, которым и предстоит выполнять все поставленные задачи. У нас с трудом получается содержать даже тысячу из них в Эстонии. У нас почти нет средств противовоздушной обороны для них или для тыла. Наши запасы боеприпасов и запчастей закончились бы в течение нескольких дней после начала настоящего вооруженного конфликта", – пишет The Times.
На фоне британской французская армия выглядит более боеспособной, но в остальном проблемы те же – колоссальный государственный долг, политическая нестабильность – для нарцисса Макрона главная задача – не попасть под трактор раньше окончания его президентского срока. Тракторов в Париже сейчас немногим меньше, чем такси. Фермеры бунтуют против свободной торговли с Латинской Америкой.
Лондонская Telegraph так оценивает потуги двух лидеров "коалиции желающих".
"Два дискредитированных лидера позируют на международной сцене, пытаясь укрепить свое шаткое положение у власти, потому что в Париже и Лондоне все еще существует желание играть роль великих держав. Проблема не в этом желании — Великобритания и Франция действительно должны быть великими державами. Проблема в том, что у них больше нет зубов", – пишет она.
Может быть, зубы есть у Германии? Канцлер Мерц в Париже сообщил, что Бундесвер не будет заходить на территорию Украины – останется снаружи, где-нибудь в Польше, а в остальном Германия снова готова к "подвигам".
"После прекращения огня Германия возьмет на себя ответственность за безопасность Украины и континента в целом", – заявил Мерц.
Забота Мерца об Украине хорошо известна, но насчет континента – тут канцлеру сложно верить на слово, потому что позаботиться о безопасности собственных граждан руки у него не доходят.
То, что случилось на этой неделе в Берлине, косвенно вина Мерца – это его однопартиец возглавляет столичные власти. Из-за блэкаута на юго-западе города господину Вагнеру пришлось несколько часов провисеть на телефоне, созваниваясь с экстренными службами, после чего он пошел играть в теннис – чтобы расслабиться. А жителям района Штеглиц-Целендорф оставалось бродить по темным улицам в поисках ответов или ждать новостей в остывающих квартирах, потому что вместе со светом пропали связь и отопление. Закрылись магазины и школы, больницы перешли на аварийные генераторы.
Стариков размещали в спортзалах. И это продолжалось где-то трое, а где-то и пятеро суток. А вот причина выяснилась мгновенно – не "Орешник", даже не "Герань", а поджог силовых кабелей, идущих по мостовой конструкции от электростанции Лихтерфельде через канал Тельтов.
Ответственность взяла на себя лево-экстремистская группировка "Вулкан", которая занимается электротерроризмом в Берлине с начала десятых. На ее счету поджоги силовой инфраструктуры на железных дорогах и серия диверсий на строительстве завода Тесла в Бранденбурге.
В общем, ответственность за весь континент Германия взять на себя, конечно, может, но что из этого получится – большой вопрос. Хотя и преждевременный. Ведь главное условие перехода в состояние "после окончания боевых действий" до сих пор не выполнен.
"Порядок действий должен быть следующим: сначала прекращение огня, затем гарантии безопасности для Украины в рамках долгосрочного соглашения с Россией, и все это просто невозможно без согласия России. А от него мы еще далеки", – заявил Мерц.
Федеральный канцлер Германии прав и ошибается одновременно: согласие России нужно в любом случае, но от согласия России на условия, которые были подписаны европейцами в Париже, они не просто, а бесконечно далеки.