Турция и Израиль окончательно помирились против Сирии

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Израиль и Турция пришли к принципиальной договорённости о возобновлении работы дипмиссий и военного сотрудничества. Этот шаг стал ответом на извинения премьер-министра Израиля за гибель людей при захвате "Флотилии свободы" в 2010 году.

Сегодня премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция восстанавливает с Израилем дипломатические отношения, замороженные после инцидента с захватом судна "Мави Мармара" 31 мая 2010 года возле берегов сектора Газа, в ходе которого погибли девять граждан Турции. По словам Эрдогана, его удовлетворили слова Нетаньяху, который извинился за гибель людей и пообещал выплатить семьям компенсацию, размер которой в данный момент обсуждается. В связи с этим, уже на следующей неделе представительства двух стран будут обсуждать вопрос о возобновлении работы дипломатических представительств.

Этому потеплению способствовало несколько факторов. Во-первых, в Израиле недавно было сформировано новое правительство, поэтому Беньямин Нетаньяху теперь чувствует себя относительно свободно. Во-вторых, недавно ему нанёс визит президент США Барак Обама, по всей видимости, сумевший убедить израильского премьера в необходимости извинений. Ну, и в-третьих, конечно же, сыграло свою роль изменение ситуации вокруг Сирии: на этой неделе Джон Керри попросил Ирак перекрыть транзит военных грузов из Ирана, а Лига арабских государств (ЛАГ) вопреки собственному уставу одобрила оказание сирийской оппозиции военной помощи. В этой череде событий мир Израиля с Турцией кажется завершающим штрихом.

Напомним, в конце прошлого года, 25 декабря Турция уже согласилась на невоенное сотрудничество с Израилем в рамках НАТО в обмен на установку по периметру сирийско-турецкой границы противоракетных комплексов "Patriot". Такое сотрудничество включает в себя обмен разведданными, а также, данными ПВО, однако, исключает совместные военные операции. Теперь принципиальная договорённость о снятии этого ограничения достигнута, осталось лишь закрепить её формально. А дальше начинать, собственно, сами действия.

Всё складывается один к одному. Выступая в Конгрессе 20 марта, командующий НАТО в Европе генерал Джеймс Ставридис заявил, что руководство Альянса рассматривает возможность "вмешательства в ситуацию, как это было в Ливии". Дальнейшие действия несложно просчитать. Если Ирак действительно закроет границы, Башар Асад лишится большей части поставок вооружений и боеприпасов. В этой ситуации может сыграть решающую роль использование химического оружия, причём, использовать его может любая из сторон. Дальше "ливийский сценарий" подразумевает создание "бесполётных зон", для чего вполне могут быть использованы как турецкие системы "Patriot", так и израильский "Железный купол", хорошо показавший себя в ходе декабрьского противостояния с Газой. На "бесполётной" территории создаются тренировочные лагеря повстанцев, которых американские инструктора обучают стрелять. Затем, при интенсивной огневой поддержке организовывается рейд на Дамаск, в ходе которого президент страны, пообещавший не покидать Сирию до последнего вздоха, погибает от рук разъярённой толпы. Finita la comedia.

Западные и арабские дипломаты неоднократно заявляли о том, что режиму Башара Асада осталось недолго, но ничего не предпринимали. Теперь они начали действовать. И отсутствие санкции Совета Безопасности здесь ничего не значит – достаточно вспомнить примеры Югославии или Ирака. Кольцо вокруг Сирии сжимается с каждым днём, а расстановка сил, по сути, уже изменилась. Аналогия с Ливией налицо: Башар Асад стал нерукопожатной фигурой, и даже его военная победа над повстанцами уже не в силах изменить ситуацию. По сути, сирийский президент стоит перед непростым выбором: оставаться в Сирии до конца и исполнить своё обещание или бежать из страны, признав победу повстанцев. О том, что будет с самой Сирией после того, как сменится президент, сейчас, похоже, никто не думает.