Ботинок для президента. 10 жертв ботинкометателей


фото EPA


фото EPA

14 декабря 2008 года во время пресс-конференции президента США в Багдаде журналист Мунтазар аль-Зейди метнул в Джорджа Буша свои ботинки. Так в обиход журналистики вошел новый спортивно-политический термин — ботинкометание. Вести.Ru вспоминают, в кого еще летели журналистские ботинки.

14 декабря исполняется пять лет, как в обиход журналистов вошел новый спортивно-политический термин — ботинкометание. Основоположником явления по праву является иракский журналист Мунтазар аль-Зейди. Во время пресс-конференции президента США в Багдаде он метнул в Джорджа Буша свои ботинки. Видео с этим инцидентом побило всевозможные рекорды популярности на YouTube, а ботинок был увековечен в бронзе в Багдаде. Вести.Ru вспоминают, в в кого еще летели журналистские ботинки за эти пять лет.

Ботинок для президента США

14 декабря 2008 в Багдаде во время совместной пресс-конференции Джорджа Буша и премьер-министра Ирака Нури Малики, находящийся в третьем ряду корреспондент египетского телеканала "Аль-Багдадиа" Мунтазар аль-Зейди, аккредитованный на конференцию с участием президента США, внезапно поднялся со своего места и со словами "Это подарок от иракцев. Это прощальный поцелуй, ты — собака", кинул в президента США ботинок, потом журналист нагнулся, взял второй ботинок и кинул его также.

Несмотря на то, что аль-Зейди целился метко, он все же промазал: американский лидер дважды ловко увернулся, ботинки приземлились в нескольких метрах от Буша. Необычный поступок 29-летнего тележурналиста сделал его национальным героем во многих странах арабского мира, ботинки прославились не меньше. Один богатый саудовский землевладелец Хасан Махафа заявил, что готов купить их за 10 миллионов долларов. Правда, иракские и американские спецслужбы уничтожили исторические штиблеты при попытках найти взрывчатку. Кстати, на 43-го президента США покушались ботинки 43 размера – чем не магия чисел?


Для премьер-министра Китая

Следующей жертвой стал китайский премьер Вэнь Цзябао во время визита в Великобританию. Вэнь Цзябао выступал с речью в Кембриджском университете, когда молодой человек, находившийся в глубине зала, неожиданно кинул в него ботинком. Ботинок приземлился более чем в метре от сцены, на которой выступал китайский премьер. Перед тем, как кинуть ботинок, молодой человек закричал: "Как университет может пресмыкаться перед этим диктатором?" Аудитория не поддержала эмоциональный выпад. Когда нарушителя спокойствия выводили из зала, многие кричала ему вслед: "Стыд и позор!". Позже молодой человек был арестован по подозрению в нарушении общественного порядка. А сам Вэнь Цзябао назвал это происшествие "достойным презрения".

Для представителя НАТО

Инициатива ботинкометателей была подхвачена на Украине. Журналист одного из телеканалов Игорь Димитриев в знак протеста швырнул ботинком в представителя НАТО, директора Института трансформации общества Олега Соскина, выступавшего с лекцией перед студентами Одесского педагогического университета. Олег Соскин оказался менее ловким, чем Джорж Буш, и тяжелый зимний ботинок достиг своей цели – головы представителя НАТО. Комментируя свой поступок, Димитриев отметил, что со времен Хрущева ботинок является весьма эффективным средством борьбы с НАТО.

Для президента Грузии

Продолжатели дела иракского журналиста нашлись и в Грузии. Бывший президент Михаил Саакашвили давал в небольшом курортном поселке Ганмухури телеинтервью во время встречи с молодежью на дискотеке. Неизвестный, который был сильно навеселе, метнул башмак, угодивший в голову президента. Хулиган бросился бежать, но его поймала охрана главы Грузии.

Для премьер-министра Турции

Очередной мишенью ботиночного террориста стал премьер-министр Турции Эрдоган во время визита в Испанию. Когда турецкий премьер садился в автомобиль, чтобы отправиться в аэропорт Севильи, неизвестный кинул в него ботинок с криком "Да здравствует Курдистан!". Снарядом был поражен лишь кузов автомобиля, а служба безопасности мгновенно нейтрализовала бросавшего.

Для австралийского премьера

Еще один метатель был обнаружен в Австралии. Это случилось во время телепрограммы, главным героем которой был бывший премьер-министр Австралии Джон Говард. Со словами: "Этот тебе за мертвых иракцев, а этот — от живых" мужчина запустил в экс-премьера оба ботинка. Правда, ни один из них в цель не попал. Как выяснилось позже, бросавшему не понравился ответ премьер-министра на вопрос о его личной ответственности за участие австралийского контингента в иракской войне.

Для президента Ирана

С непривычной формой протеста столкнулся и бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, во время своего выступления в городе Сари. Присутствовавший там безработный запустил в главу государства своими ботинками. Чтобы обувь, которую он метнул в президента, не достигла цели, Ахмадинежаду пришлось проявить быстроту реакции. В арабском мире показать подошву является смертельной обидой.

Для министра внутренних дел Индии

Свой ботинкометатель есть и в Индии. Журналист швырнул башмак в министра внутренних дел страны. На такой поступок репортера вынудило нежелание министра отвечать на поставленные вопросы. Речь шла о расследовании дела против нескольких членов правительства, которые подозреваются в организации сикхских погромов в 1984 году. Уже в полиции журналист признал, что был не прав, после чего его отпустили на свободу.


Для мэра Самары

Есть примеры и отечественного использования ботинка в качестве орудия пролетариата. На пресс-конференции главы Самары Виктора Тархова блогер Виталий Папилкин задал мэру несколько неприятных вопросов. Видимо, неудовлетворившись ответом, Папилкин бросил в мэра ботинок, который вскользь задел Тархова. Блогер пытался спастись бегством, но охранники перехватили его и вывели из зала.

И для основоположника ботинкометения

И наконец, главный герой нашего рассказа — иракский журналист Мунтазер аль-Зейди — сам стал жертвой ботинкометания. Это произошло, когда аль-Зейди давал пресс-конференцию в Париже. Ботинок в него кинул другой иракский журналист. На новоявленного метателя накинулся брат Аль-Зейди, однако тот сумел вырваться. Ему удалось беспрепятственно уйти, в отличие от Аль-Зейди, которого за кинутый в Буша ботинок посадили в тюрьму.