Валентин Гафт. Биография

Валентин Гафт. Биография

2 сентября Народному артисту России Валентину Гафту исполнилось 70 лет.

Валентин Иосифович Гафт родился в 1935 году в Москве. Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвёртом классе, во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Однако желание стать актёром пришло несколько позже. Валентин стал участвовать в школьной самодеятельности, где ему пришлось играть исключительно женские роли, потому что в его школе тогда учились только мальчики.

В 1953 году Валентин Гафт закончил школу и, пройдя три отборочных тура, поступил в школу-студию МХАТ. На курсе вместе с ним учились Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет. Будучи студентом третьего курса, Гафт дебютировал в кино. Его первой ролью стала роль молчаливого злодея в фильме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" (1956).

По окончании школы-студии МХАТ Валентин Гафт был принят в Театр имени Моссовета к Ю.А. Завадскому, проработал у него некоторое время и перешёл в Театр на Малой Бронной. Затем он работал у А.А. Гончарова, возглавлявшего тогда Театр на Спартаковской улице, потом у Анатолия Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда вошли в фонд театральной классики. В 1967 году актера пригласили в Театр сатиры, где он сыграл одну из своих лучших ролей в "Женитьбе Фигаро" в дуэте с Андреем Мироновым.

В "Современник" Гафт пришёл по приглашению О.Н. Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Г.Б. Волчек. С "Современником" связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Блистательный, ироничный Альмавива на сцене Театра сатиры, свирепый и нежный Отелло в постановке А. Эфроса, почти гипнотический шулер в телевизионном спектакле "Игроки" по Н. Гоголю, талантливая россыпь самых разнообразных ролей на сцене "Современника", писатель в пьесе В. Войновича и Г. Горина "Кот домашний средней пушистости", Хиггинс в "Пигмалионе" Б. Шоу - вот далеко не полный перечень превосходных ролей актера. Ни в одной из них он не повторился. Спектакль "Балалайкин и К°" стал режиссёрским дебютом Валентина Гафта в "Современнике", он осуществил эту постановку вместе с Игорем Квашой и Александром Назаровым.

Активно снимать в кино Валентина Гафта стали со второй половины 60-х годов, и среди заметных картин с его участием - кинофильмы "Москва, любовь моя!" (1974) Александра Митты, "Кентавры" (1978) Витаутаса Жалакявичуса, сказка "Черная курица, или подземные жители" (1980), телефильмы "Таня" (1974) Анатолия Эфроса, "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975) Виктора Титова, "Семнадцать мгновений весны" (1973) Татьяны Лиозновой.

В 1979 году Валентин Гафт встретился на съемочной площадке с режиссером Эльдаром Рязановым, и в результате их творческого сотрудничества раскрылись новые грани актерского таланта. Свидетельством тому роли полковника Покровского в драме "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), Сидорина в сатирической комедии "Гараж" (1979). У Рязанова Гафт снимался также в фильмах "Забытая мелодия для флейты" (1987), "Небеса обетованные" (1991), "Старые клячи" (2000). Стоит отметить также сыгранные актером интересные отрицательные роли - Сатанеева в фантастическом телефильме Константина Бромберга "Чародеи" (1982) (по мотивам повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"); рецидивиста Дедушкина по кличке Батон в детективе "Гонки по вертикали" (1982) Александра И. Муратова, вора Артура в фильме Юрия Кары "Воры в законе" (1989). Стоит отметить работу Валентина Гафта в драме Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор!" (1992), поставленную в 1997 году Владимиром Машковым новогоднюю комедию "Сирота казанская", в которой главные роли также исполнили Лев Дуров и Олег Табаков.

В настоящее время в багаже актера более 80 кинематографических ролей. Практически все режиссеры из тех, кому доводилось работать с Гафтом, отмечают его фанатичную преданность театру и высочайшую требовательность к себе.

Параллельно Гафт прославился как автор острых, порой ядовитых, эпиграмм, в которых он с удивительной точностью подмечает и подчеркивает неожиданные забавные качества известных людей. Эпиграммы Гафта хлестки и афористичны, в них проявился незаурядный поэтический талант автора.

Валентин Гафт - автор нескольких книг, в числе которых "Стих и эпиграмма" (1989), "Валентин Гафт" (1996), "Я постепенно познаю" (1997), "Жизнь – театр" (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), "Сад забытых воспоминаний" (1999), "Стихотворения, воспоминания, эпиграммы" (2000).

Валентин Иосифович Гафт - народный артист Российской Федерации (1984). Он является членом Союза кинематографистов, членом Союза театральных деятелей, членом Московской организации Союза писателей. Награжден орденом Дружбы (1995).

Увлекается спортом, сочинительством, музыкой.

Супруга - Остроумова Ольга Михайловна, народная артистка России.

По материалам энциклопедии "Лучшие люди России", изданий "Новые Известия", "Парламентская газета".

Сегодня