Виктор Садовничий: высшая математика не должна быть обязательной в школе

Эту идею поддержали многие ректоры вузов, в том числе МГУ
Высшая математика в школе не должна быть обязательным предметом. Старшеклассников можно знакомить с этой дисциплиной на семинарах и факультативах, считает ректор МГУ имени Ломоносова, доктор физико-математических наук Виктор Садовничий.

Высшая математика в школе не  должна быть обязательным предметом. Старшеклассников можно  знакомить с этой дисциплиной на семинарах и факультативах,  считает ректор МГУ имени Ломоносова, доктор  физико-математических наук Виктор Садовничий.  Ранее министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил,  что необходимо уменьшить нагрузку на старшеклассников и  предложил исключить из учебной программы высшую математику.

Лучший учитель России 2007 года, преподаватель математики Анна  Мехед заявила, что не разделяет точку зрения министра и считает, что азы высшей математики позволяют ученикам структурировать  мышление и просчитывать риски от принятия решений. Сейчас эту дисциплину преподают во всех российских школах, начиная с 10-го  класса.

"В средней школе, учитывая дефицит часов, надо хорошо учить  математике, не подменяя ее заучиванием таблиц из высшей математики, загадочных для школьника и не имеющих для него  большого смысла, поскольку природы их он не знает", - сказал  Садовничий. "Я - сторонник того, что школа должна учить мыслить,  рассуждать и доказывать - элементарного школьного материала для  этого достаточно", - отметил ректор, передает РИА Новости.

При этом запрещать изучать высшую математику в школе не  стоит, необходимо лишь изменить методику ее преподавания,  считает он. Например, старшеклассников могли бы знакомить с  элементами высшей математики "в виде обзорных лекций, на  отдельных семинарах или в спецшколах".  Такая методика не сузит горизонт ребенка, поскольку он  все-таки будет иметь представление об этой науке, но не будет
бездумно заучивать табличные сведения, уверен ректор МГУ.

"Я, например, на первом курсе в матанализе целый месяц  читаю студентам-мехматянам, что такое число. И только после  этого я говорю, что такое предел. Число - это очень сложное  понятие, и без его понимания вообще нельзя строить теорию предела  или производных, функции или интеграла. А в школе порой это  чисто табличные сведения, которые ученики запоминают простым  заучиванием", - сказал он.

Преподавателям вузов нередко приходится переучивать  первокурсников и это порой бывает очень трудно, признается  доктор физико-математических наук.  Он напомнил, что в 70-е годы прошлого столетия, когда в  школьную программу ввели теорию множеств (элемент высшей
математики), в прессе по этому поводу развернулась настоящая  битва.

Выдающийся российский математик, автор школьных учебников  академик Сергей Никольский и его коллеги выступали за то, чтобы вернуть преподавание математики на фундаментальный уровень.  "Я за то, чтобы обзорные элементы высшей математики в школе  были, но не надо придавать этому сверхзначение, всему нужна  мера. Зачем в средней школе учить то, чему в университете потом  будут учить по-настоящему?" - считает Садовничий.