Математики раскрыли секрет популярности "Игры престолов"

Математики выяснили, чем романы Джорджа Мартина покорили человечество.

Математики выяснили, чем романы Джорджа Мартина покорили человечество.
Фото Global Look Press.

Сеть социальных связей персонажей "Песни льда и пламени". Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными - женские, светло-серыми - персонажи, погибающие к концу первой книги.

Сеть социальных связей персонажей "Песни льда и пламени". Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными - женские, светло-серыми - персонажи, погибающие к концу первой книги.
Иллюстрация University of Cambridge.

За непредсказуемыми поворотами сюжета романов Джорджа Мартина, как выяснилось, стоят математические закономерности.

За непредсказуемыми поворотами сюжета романов Джорджа Мартина, как выяснилось, стоят математические закономерности.
Иллюстрация Coventry University.

Математики выяснили, чем романы Джорджа Мартина покорили человечество.
Сеть социальных связей персонажей "Песни льда и пламени". Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными - женские, светло-серыми - персонажи, погибающие к концу первой книги.
За непредсказуемыми поворотами сюжета романов Джорджа Мартина, как выяснилось, стоят математические закономерности.
Учёные проанализировали цикл романов "Песнь льда и пламени", по которому снят сериал "Игра престолов". Оказалось, что за захватывающим сюжетом стоят строгие математические закономерности.

Математики, физики и психологи проанализировали цикл романов Джорджа Р. Р. Мартина "Песнь льда и пламени", по которому снят сериал "Игра престолов". Оказалось, что за обилием персонажей и сюжетных линий стоят математические закономерности.

Например, действующих лиц ровно столько, сколько способен вместить наш разум. А неожиданные смерти персонажей действительно непредсказуемы в строгом математическом смысле, но тем не менее подчиняются тому же закону, что и многие события в реальной жизни. Впрочем, обо всём по порядку.

Цикл романов "Песнь льда и пламени" и сериал "Игра престолов" покорили мир. И, разумеется, специалистам из самых разных сфер захотелось понять, в чём секрет этой необыкновенной популярности.

Литературоведы говорят об успешном синтезе разных жанров: фэнтези с его магией и драконами и исторического романа с головокружительными интригами и жестокой борьбой за власть (в реалиях Вестероса легко узнать европейское Средневековье). Читатели подмечают очень непривычный приём: писатель то и дело "убивает" ключевых действующих лиц. Высказывается и множество других версий.

Исследователи из пяти университетов Великобритании и Ирландии подошли к тексту с математической стороны. Они опубликовали о нём статью в весьма престижном научном журнале PNAS (немногие романы в жанре фэнтези могут похвастаться таким вниманием со стороны учёных!).

Сеть социальных связей персонажей "Песни льда и пламени". Голубыми точками обозначены мужские персонажи, красными – женские, светло-серыми – персонажи, погибающие к концу первой книги.

Кто все эти люди

Прежде всего авторы разобрались в одной из загадок книг Мартина. В цикле романов более двух тысяч персонажей, названных по именам, и более сорока тысяч актов взаимодействия между ними. Как всё это помещается в голове читателя? Почему произведение остаётся захватывающим и запоминающимся, несмотря на такую, казалось бы, перегруженность действующими лицами?

Оказалось, всё дело в особой структуре текста. Каждая глава подаётся с точки зрения какого-либо персонажа (хотя повествование ведётся от третьего лица, читатель "слышит" мысли этого героя). Всего таких персонажей 24. Из них 14 исследователи отнесли к основным, поскольку с точки зрения каждого из этих героев написано восемь и более глав. К слову, рекорд (47 глав) принадлежит обаятельному саркастичному карлику Тириону Ланнистеру.

Дотошные исследователи подсчитали, с каким количеством персонажей 14 "главных героев" поддерживают социальные связи. Оказалось, что каждый из них взаимодействует примерно со 150 другими действующими лицами.

Здесь-то и кроется секрет. Эти числа – "около 15" и "около 150" – часто встречаются в структуре реальных социальных связей. Например, у нас может быть около 15 знакомых, с которыми мы общаемся более или менее регулярно, и ещё примерно 150, которых мы помним по именам и время от времени с ними сталкиваемся.

Таким образом, заключают авторы, при всём обилии персонажей романы не заставляют читателя напрягать память. В каждом фрагменте повествования действующих лиц столько, сколько мы привыкли умещать в своём разуме.

За непредсказуемыми поворотами сюжета романов Джорджа Мартина, как выяснилось, стоят математические закономерности.

Когда человек внезапно смертен

Учёные разобрались и с ещё одной яркой особенностью "Песни": внезапно погибающими ключевыми персонажами.

"Пушечное мясо", которое появляется в повествовании, чтобы сразу же погибнуть, исследователей не интересовало. При подсчёте смертей они учитывали только действующих лиц, фигурирующих более чем в одной главе.

Выяснилось, что смерти таких значимых персонажей действительно непредсказуемы в самом что ни на есть строгом математическом смысле. Их распределение по номеру главы оказалось геометрическим. Согласно теории вероятностей, это единственное распределение событий, "не имеющее памяти". То есть знание о том, сколько глав назад случилась очередная смерть, никак не помогает предугадать, сколько ещё глав осталось до новой потери.

Однако всё меняется, если взглянуть на распределение печальных известий не по номеру главы, а по дате (ведь сюжет имеет собственную хронологию). Оно оказывается уже не геометрическим, а степенным.

Степенное распределение по времени очень часто встречается в социальной жизни. Так распределяются, например, наши покупки, развлечения или события на работе. Более того, даже реальные акты насилия зачастую распределены по степенному закону.

Таким образом, Дж. Р. Р. Мартин совершил нечто невероятное. Он распределил гибель персонажей по хронологии сюжета так, как события зачастую распределяются в реальной жизни. Это придаёт романам реалистичность и убедительность. Но повествование по главам мастер выстроил таким образом, чтобы каждая смерть была максимально непредсказуемой!

Разумеется, писатель вряд ли занимался расчётами с привлечением высшей математики. Скорее талант, мастерство, жизненный опыт и художественная проницательность помогли ему интуитивно почувствовать открытые учёными законы. Так художники издревле использовали многие свойства зрительного восприятия, которые были детально изучены только в XX веке.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, как математика для анализа "Фейсбука (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) помогла разобраться в истории войны с викингами. Писали мы и о том, как искусственный интеллект разгадал математику стилей живописи.