Правозащитники 13 лет защищали террориста. Реплика Максима Кононенко

13 лет Ахмет Чатаев, подозреваемый в организации теракта в Стамбуле, перемещался по Европе. Европейские власти как минимум пять раз отпускали его, игнорируя все предупреждения и запросы российских спецслужб.

28 июня в аэропорту Стамбула произошел теракт, в результате которого погибли больше 40 человек, еще свыше 200 были ранены. Через два дня турецкая газета Yeni Safak со ссылкой на источники в спецслужбах сообщила, что в организации теракта подозревается уроженец Чечни Ахмет Чатаев, бывший соратник террориста Доку Умарова, ныне работающий на запрещенное в России "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Этот человек известен российским спецслужбам как минимум с 1999 года, когда его подозревали в передаче денег боевикам. Во время боевых действий он потерял руку, а 2001 году исчез из Чечни. Через два года боевик объявился в Австрии, где рассказал властям, что руку ему в порядке пыток отрезали кровожадные русские силовики. Впечатлившись рассказом, австрийские власти наделили Чатаева статусом политического беженца, после чего у него началась совсем другая жизнь. Ну, то есть, жизнь оставалась той же, Чатаев продолжал быть террористом, но европейские власти, прекрасно видя все это, закрывали глаза. Ведь в любой ситуации беженцу надо помочь.

В 2008 году его задержали в Швеции с целым арсеналом оружия. Несмотря на существующий запрос из России по линии Интерпола, шведские власти сами осудили Чатаева за незаконный оборот оружия всего на год и четыре месяца. А уже в 2010 году освободившегося террориста задержали в Закарпатской области Украины. Украинские власти хотели было выдать его России, но тут вдруг возникли Харьковская и Винницкая правозащитные группы. "Нельзя, — говорили правозащитники, — выдавать находящегося под защитой Женевской конвенции в страну, откуда он бежал. А не то ему там вторую руку отрежут". И националистическая организация "Тризуб", та самая, на основе которой был создан запрещенный в России "Правый сектор" (запрещена в РФ), солидарно с правозащитниками пикетировала Генпрокуратуру Украины с требованием отпустить Чатаева.

Шум дошел до международной правозащитной организации Amnesty International, которая обратилась в Европейский суд по правам человека. И Европейский суд по правам человека запретил Украине выдавать Чатаева русским. Но отпускать террориста тоже было бы странно, ведь в его телефоне обнаружились схемы взрывных устройств и фотографии убитых людей. И тогда Украина выдала Чатаева Грузии, где его тоже разыскивали за какие-то преступления. В Грузии же Чатаева... правильно, отпустили! То ли тоже убоялись правозащитников, то ли, как теперь утверждают некоторые грузинские политики, завербовали террориста и отправили его в Панкисское ущелье для переговоров с боевиками.

Однако завербовали, видимо, плохо, и уже через несколько месяцев Чатаев оказался не в Панкисси, а на турецко-болгарской границе, где его и задержали болгарские власти. Суд Пловдива принял было решение выдать боевика в Россию, но тот подал апелляцию, и тогда суд передумал его выдавать. Женевские конвенции же.

А еще через несколько месяцев, в сентябре 2012 года, агент грузинских спецслужб Чатаев был захвачен грузинскими спецслужбами в ходе боевой операции в ущелье Лопота. Погибли несколько грузинских силовиков, сам Чатаев был ранен. Казалось бы, все очевидно. Но тут вдруг в Грузии к власти приходит новое правительство, которое немедленно объявляет всех узников режима Саакашвили политическими заключенными и через 3 месяца отпускает Чатаева на свободу. А еще через месяц грузинский суд, вы не поверите, оправдывает его, потому что прокурор снял все обвинения.

И вот спустя 3 года этот человек с увлекательной биографией снова напомнил нам о себе кровавым терактом в Стамбуле.

Еще раз: 13 лет террорист, о котором все знают, перемещается по Европе. Европейские власти как минимум пять раз отпускали его, игнорируя все предупреждения и запросы российских спецслужб. Да вот только в январе этого года советник председателя Национального антитеррористического комитета России господин Пржездомский заявлял, что Ахмет Чатаев "готовит исполнителей для совершения терактов не только в России, но и в странах Западной Европы". То есть все всё знали. И все равно допустили теракт в одном из крупнейших аэропортов мира.

Доверие — вот самый дефицитный на сегодня ресурс человечества. И как теперь после всего этого европейцам доверять даже не беженцам, нет, а своим собственным судам, правозащитникам и общеевропейским институтам вроде ЕСПЧ — вопрос не менее сложный, чем вопрос отношения к возможному развалу Евросоюза. Защиты-то, как оказывается, ждать совершенно неоткуда.