Война с памятью: искалеченную доску Маннергейму отправили в музей

В Санкт-Петербурге вряд ли когда-нибудь утихнут споры о личности финского маршала Карла Густава Маннергейма. Памятную доску напротив его петербургской квартиры демонтировали и перенесли в Царское село.

В Санкт-Петербурге вряд ли когда-нибудь утихнут споры о личности финского маршала Карла Густава Маннергейма. Сегодня памятную доску напротив его петербургской квартиры демонтировали и перенесли в Царское село. Генерал русской армии, самоотверженно служивший России в годы Первой мировой войны, позже воевавший на стороне Гитлера, в 1944 году предпринял мудрый политический шаг и повернул финскую армию против немцев.

И четырех месяцев не продержалась мемориальная доска Карлу Густаву Маннергейму на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения. Ее демонтировали этой ночью, а стену закрасили. Напоминают о горельефе пятна на стене — за время его существования здесь памятный знак поливали красной краской как минимум 5 раз. Редкая ночь обходилась без происшествий. Доску били кувалдой, рубили топором и стреляли. Одно время здесь даже дежурила охрана, но и это не помогло.

"Неоднозначная ситуация. Противоречивая фигура. Разное отношение. Но это наша история", — считает Владислав Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества.

Теперь горельеф стал экспонатом Царскосельского музея "Ратная палата". Он в плачевном состоянии, но детали хорошо различимы. Погоны и награды — по состоянию на январь 1918 года. Звание генерал-лейтенанта Маннергейм получил за командование кавалерией в знаменитом Брусиловском прорыве. Всего русской армии Густав Карлович, как он сам себя называл, отдал 31 год жизни.

"Для нас это знак состояния современного общества. И мы хотели бы, чтобы каждый сам определял свое отношение к этой доске и к тому, что с ней происходило", — говорит Ольга Таратынова, директор государственного музея-заповедника "Царское село".

Маннергейм дружил с Николаем Вторым. Портрет императора стоял на рабочем столе барона и во время Второй Мировой войны, Финляндия тогда выступила против Советского Союза на стороне Германии, войска Маннергейма принимали участие в блокаде Ленинграда. Именно этот факт вызвал столь острую реакцию на установку доски и раскол среди петербургской интеллигенции.

"Мы не можем забывать, что северная часть кольца блокады вокруг нашего города удерживалась финнами. И даже если на Маннергейме лежит хотя бы 10 % вины за блокаду, то это 10 % жертв, это 75 тысяч умерших от голода мирных жителей Ленинграда. Такого рода деяние, по-моему, забвению не подлежит", — уверен Кирилл Назаренко, доктор исторических наук, профессор СПБГУ.

"Когда Ленинград был взят в кольцо осады, артиллерия била только с немецкой стороны. Финнам был дан приказ, и ни одного выстрела не было", — в свою очередь напоминает Олег Басилашвили, народный артист СССР.

Маннергейм сотрудничал с Гитлером, и он же в 1944 году повернул финскую армию против немцев. Год спустя "Красная Звезда" среди обращений союзников опубликовала и поздравительную телеграмму Маннергейма, и ответную благодарность Сталина, который к поверженному, но достойному противнику отнесся с уважением. Вот и сегодня хранители истории призывают не уподобляться украинским молодчикам и террористам запрещенной в России экстремистской организации ИГИЛ. Не воевать с памятью.

"Если памятник человеку не нравится, это можно как-то обсуждать. Если уж мы такие люди и не можем относиться спокойно, то будет правильно поместить его в музей, в музее это тоже сохраняется. Уничтожать только нельзя. Памятники уничтожать нельзя", — говорит Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

Уже принято решение не восстанавливать мемориальную доску Маннергейму в прежнем виде. Искалеченный горельеф будет выставлен в музее как символ исторических споров в современном российском обществе.