Еженедельная программа "Вести.net", 15 августа

Всемирный День дурака - самое некомфортное время для веб-серфинга. Мало того, что многие ресурсы отмечают праздник дезинформацией, так еще получить ее становится непросто
Вести.Ru публикуют полный текст еженедельный программы "Вести.net", выпуск за 15 августа 2009 года.

Всем привет, это программа Вести.net – реально о виртуальном. Популярные российские ресурсы вновь называют рассадниками порнографии. Совсем недавно такие обвинения раздавались в адрес Mail.Ru, теперь же пришла очередь самой массовой социальной сети.

Российская кибермилиция обнаружила крупнейший "порно-склад" Рунета. Им оказался популярнейший ресурс Vkontakte.ru. Социальная сеть, которая, если верить счетчику на главной странице, объединяет почти 40 миллионов пользователей, буквально кишит сомнительными фото- и видеоматериалами.

Статистика ужасает: более половины порнографии, обнаруженной в Рунете, в том числе детской, находится на страницах "ВКонтакте". Причем, подобный контент не просто выкладывается пользователями и находится через поиск, но и активно рекламируется. Так, за неделю пользователь "контакта" получает, в среднем, три предложения вступить в ту или иную группу, распространяющую порнографию. Это при том, что значительная часть подписчиков социальной сети – школьники, учащиеся 5-9 классов, которые никак не защищены от опасного контента.

Исправлять ситуацию администрация ресурса, похоже, не намерена. При регистрации в пользовательском соглашении предупреждают, что публикация запрещенного контента может привести к удалению аккаунта, но на деле получается, что удаляется одна страница, а взамен создаются пять.

Кстати, "ВКонтакте" грешит не только распространением порнографии. Не так давно по ресурсу прокатилась волна увлечения так называемыми "аудионаркотиками". Это звуковые дорожки, которые, по словам создателей, должны при прослушивании вызывать ощущения, похожие на действие психотропных веществ. Оказалось, эти треки пробуждают у подростков повышенный интерес к настоящим наркотикам. Многие после прослушивания "аудио-заменителя" захотели попробовать, как оно на самом деле.

Владельцы "ВКонтакте" оправдываются, утверждая, что на их ресурс за сутки закачивается гораздо больше видеороликов, чем на другие российские видеохостинги, и отслеживать их нет возможности. Единственный представитель соцсети, который контактирует с общественностью – Павел Дуров. При этом его никто никогда не видел вживую.

Комментарии Павел оставляет только в Сети. Например, на новостном ресурсе roem.ru он написал: "Маргинальные видеозаписи, которые обсуждались выше, вызывают отторжение у подавляющего большинства нашей аудитории и негативно отражаются на имидже "ВКонтакте". Как на таких видеозаписях можно что-то "зарабатывать", я не знаю, но если бы и знал, предоставил бы этот вид занятий кому-нибудь другому. Мы с этим видом мусора всегда боролись и будем бороться. Кнопка "пожаловаться" давно существует. Выводится она, разумеется, не всем. Если давать всем, то идут десятки тысяч ложных заявок в день, что никак не исправляет проблему".

Между тем, малоэффективная "жалобная кнопка" остается единственным средством борьбы с опасным контентом, хотя сейчас о премодерации на ресурсе "ВКонтакте" заговорили уже в управлении МВД по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Так что, похоже, администрации все же придется тщательнее следить за тем, что происходит в соцсети.

Теперь — об информационном фоне недели, на котором мы будем изучать информационные интересы пользователей. По нашим собственным наблюдениям за телеэфиром, в выпусках новостей доминировали следующие сюжеты:

Пятое место — заявление президента России, касающееся отношений с Украиной.

На четвертой позиции — поездки Дмитрия Медведева и Владимира Путина в Сочи.

Далее — убийство министра строительства Ингушетии Руслана Амирханова.

Вторая строчка — годовщина трагических собыйти в Южной Осетии.

Ну а больше всего в теленовостях рассказывалось о загадочном исчезновении в Балтийском море судна Arctic Sea с российскими моряками на борту.

Сравним эти темы с новостями, которые, по данным компании Яндекс, вызвали самый большой всплеск запросов в интернете.

Замыкает список взрыв в Сухуми в тот момент, когда Абхазию посещал Владимир Путин.

Далее — годовщина гибели атомной подводной лодки "Курск".

Третье место — инцидент на ВВЦ в Москве, где на остановившемся колесе обозрения застряли несколько десятков человек.

На второй позиции — запросы, связанные с убийством в Грозном двух активистов неправительственной организации "Спасем поколение".

Ну а первое место занимает товарищеский матч футбольных сборных России и Аргентины.

Продолжим программу отрывком из письма, которое нам прислал наш зритель Никита Онегин. Вот что он пишет: "В последнее время в содержании рубрики стало СЛИШКОМ много Твиттера!!! Иной раз возникает ощущение, что ты смотришь "Телемагазин", где главным товаром выступает Твиттер. Но ведь мир софта, Интернета шире, чем Твиттер", – пишет наш телезритель. Дорогой Никита! Большое спасибо за конструктивную критику, которой мы всегда рады. Вы правы, даже несмотря на фантастическую популярность, о Твиттере можно было бы и помолчать. Но именно в этот момент за него и против него развернулась нешуточная борьба с участием гигантов современного интернета.

Микроблоги и интернет-поиск в реальном времени — именно таков сегодняшний "священный Грааль", за который начали битву сетевые гиганты. "Вести.net" уже не раз рассказывали о сервисе микроблогов Twitter, его растущей популярности и всевозможных применениях коротких 140-символьных сообщений, которые находят как простые пользователи, так и крупные компании.

Градус твиттеромании настолько высок, что интернет-стартап стал желанной добычей для более зрелых игроков Сети. В конце прошлого года социальная сеть Facebook (запрещена в РФ) была готова выложить 500 миллионов за микроблогинговый сервис, а потом даже появилась информация, что и Google подумывает о покупке, причем "накинув" для верности еще полмиллиарда.

Причина ажиотажа — растущая пользовательская база, а также технологии поиска в реальном времени, которыми обладает команда Twitter.

Традиционные поисковики неповоротливы — должно пройти несколько часов прежде чем то или иное сообщение в блоге появится в поисковой выдаче. Пользователи же Twitter, напротив, могут держать руку на пульсе и видеть, что было написано в микроблогах по интересующей тематике, буквально несколько секунд назад.

Буквально на днях руководимая Марком Цукербергом соцсеть предприняла вторую попытку выхода на рынок интернет-поиска, купив за 50 миллионов долларов основного конкурента Twitter — компанию FriendFeed.

Основной актив, который получает Facebook, — технологии купленного стартапа. FriendFeed — агрегатор, показывающий в реальном времени изменения статуса участников различных социальных сетей, новости, которые они смотрят, и другие подробности их сетевой жизни.

Возможно, что ноу-хау FriendFeed уже вовсю используются Facebook. Ведь буквально одновременно с покупкой, социальная сеть представила новые возможности для пользователей, а именно поиск в реальном времени по блогам участников, а так же изменениям их статуса.

Есть у Facebook и еще одна новинка, пока, правда, доступная для ограниченного числа бета-тестеров: так называемый Facebook Lite — упрощенная версия интерфейса, которая, судя по скриншотам, просочившимся в Интернет, сильно напоминает внешний вид того же Twitter.

И пока аналитики обсуждают возможные последствия сделки и ответные ходы конкурентов, интернет-общественность вовсю разглядывает забавные кадры, на которых запечатлены топ-менеджеры Facebook и FriendFeed, совершающие многомиллионную сделку. Контракт подписывается ночью, во дворе какого-то простенького загородного дома, причем владелец Facebook – юный миллиардер Цукерберг – щеголяет на этих переговорах в спортивных трусах.

Еще один очень популярный у россиян сервис — Живой Журнал — добрался до Южного полюса.

Популярная блог-платформа "Живой журнал" осваивает новые географические пространства. Табличка с названием Livejournal в честь 10-летия блог-сервиса установлена на южной оконечности планеты, на российской полярной станции Беллинсгаузен. Это стало возможным благодаря самому южному блогеру планеты Ольге Стефановой.

Вот уже несколько месяцев Ольга – выпускница журфака МГУ и ВГИКА – в составе 54-й Российской антарктической экспедиции снимает документальный фильм про зимовку на станции "Беллинсгаузен". В "ЖЖ" она ведет дневник съемок и своей жизни на "южной шапке" Земли в компании полярников и "ручных" животных – пингвинов, тюленей и прочей присущей этим краям живности.

На станции Ольга Стефанова должна провести год. Табличку Livejournal с собой Ольга разумеется не брала – просьба от администрации платформы пришла, когда девушка уже была на станции. А потому указатель делали в полярных условиях.

"Делал табличку наш системный администратор Вячеслав Неботов, изыскивая время между настройкой нашей Сети, починкой станционных компьютеров и установкой интернет-антенн, – рассказывает Ольга. – Делал в местной столярке, используя обычную стамеску по дереву, фигурный нож и два самодельных резца, выточенных из напильников. Дерево – брусок сосны, краски – смешанная палитра эмали. Табличка получилась со второй попытки. Первое дерево сильно ломалось и крошилось. В итоге все получилось".

Виртуальный адрес Livejournal занял место среди конкретных географических названий типа Уфы и Гаваны. Блогеры теперь гадают, куда же указывает табличка Livejournal. Впрочем, так ли это важно?

Если Живой Журнал пришел к нам из далекой Америки и потихоньку завоевал симпатии россиян, то Яндекс наоборот, постепенно завоевывает позиции, что называется, на мировом рынке.

Доля российского поисковика в общем массиве запросов пользователей всего мира значительно увеличилась, по данным исследовательской компании comScore, почти в два раза – до 1,5%. В абсолютных цифрах – 1 миллиард 700 миллионов запросов в год.

Таким образом, "Яндекс" поднялся в рейтинге самых популярных поисковиков планеты с 9 на 7 место, оставив позади, к примеру, MySpace search. Конечно, "Гугл" с его 68% мирового рынка запросов – вне досягаемости, но эта последняя статистика показывает, что "Яндекс" хорошо держит удар – экспансию веб-гиганта на национальном российском рынке. Ведь из всех поисковиков "Яндекс" показал наиболее стремительный рост числа запросов.

Столь успешные результаты эксперты связывают это, в первую очередь, с увеличением числа российских интернет-пользователей. Возможно, сыграло роль и совершенствование методики подсчета в самой исследовательской компании comScore. В любом случае, борьба на рынке поисковиков только обостряется.

"Майкрософт" изо всех сил пытается сбросить царя поиска "Гугл". Для этого был запущен Bing – инновационный поисковик. Похвастаться большой базой он не может, акцент – на качестве результатов поиска. К тому же Bing нашпигован допсервисами. Например, можно не только найти авиабилеты или товары, но найти их дешевле. Похоже, сработало: маркетинговая компания Efficient Frontier зафиксировала в Bing на 44% больше кликов по рекламным ссылкам, чем еще 2 месяца назад.

"Гугл" готовит свой ответ. Поисковик нового поколения Сaffeine – пока в стадии разработки. Его коньком должна стать быстрота реакции – высокая скорость поиска и обновления базы. По некоторым прогнозам, Сaffeine сможет находить, к примеру, запись в блоге, опубликованную всего несколько минут назад.

Ну а Google пытается догнать Яндекс в Рунете. Не только по популярности, но и по предоставляемым сервисам. Google, традиционно лидирующий в области картографических сервисов, в этом смысле откровенно проигрывает в Москве, поскольку в отличие от Яндекса, не предоставляет информации о пробках. Скорее всего, лишь пока не предоставляет.

Google, возможно, покажет на своей карте московские пробки. Такую информацию распространил ресурс roem.ru. Один из постоянных комментаторов портала basek открыл карту Москвы на айфоне, находясь в Сиднее, и на мгновение все улицы города, в зависимости от забитости транспортом, окрасились в зеленый, желтый или красный цвета. Basek едва успел сделать скриншот удивительного явления – при обновлении страницы пробки исчезли, и карта вернулась в свой нормальный вид. В российском отделении Google от комментариев отказались, однако известно, что сейчас в Сиднее Google запустил тестирование ряда новых социальных сервисов. Возможно, решили "обкатать" и дорожный мониторинг.

Очевидно, что компания работает над запуском собственного транспортного анализатора в Москве. Этот сервис уже существует для многих других городов мира. Однако до Москвы до сих пор не дошел из-за специфики рынка. Дело в том, что крупнейшая контора, которая занимается транспортной статистикой, "Смилинк", выкуплена Яндексом, поэтому остальным игрокам приходится разрабатывать собственные технологии слежения за пробками с нуля, порой достаточно тесно контактируя с государственными службами.

В Интернете конкурируют не только фирмы, но и те, кого принято называть политическими тяжеловесами.

Интернет стал ареной спора между двумя известными экс-политиками — Альбертом Гором и Михаилом Горбачевым. Камень преткновения — новая доменная зона .eco, призванная объединить сайты экологической направленности.

Пока что место управляющего новой интернет-территорией, которая появится на карте Сети в начале 2010 года, вакантно. Но уже сейчас на него претендуют сразу две известные личности. Первая — бывший вице-президент США Эль Гор и поддерживаемая им американская компания Dot Eco (кстати, именно Гор, и стал инициатором создания зоны .eco). Противостоит же ему первый президент СССР — Михаил Горбачев, вернее канадская компания Big Room, афиллированная, по мнению газеты The Times, с созданным Горбачевым же Международным Зеленым Крестом.

Цена вопроса — миллионы долларов, которые получит управляющий новой доменной зоной за регистрацию в ней сайтов. По словам представителей Big Room, компания в случае решения дела в ее пользу собирается направлять значительную часть прибыли на экологические инициативы.

К сожалению, представители Фонда Михаила Горбачева пока не смогли никак прокомментировать участие своего патрона в борьбе за управление экологической доменной зоной.

И еще о персонах, тех людях, чьи имена вызвали наибольший всплеск пользовательского интереса на минувшей неделе.

На пятом месте — президент России Дмитрий Медведев, который выступил с заявлением по отношениям с Украиной и провел совещание по борьбе с алкоголизмом.

Следующая строчка — Владислав Галкин. Против актера, устроившего дебош в одном из баров Москвы, возбуждено уголовное дело.

Третье место — президент Чечни Рамзан Кадыров, внимание к которому объясняется последними убийствами правозащитников в республике.

Еще выше — актер Михаил Ефремов, попавший в автомобильную аварию.

Ну а первое место занимает персона, на первый взгляд, крайне неожиданная — великий русский художник Илья Репин. Секрет прост — Google на минувшей неделе отмечал 165-ю годовщину со дня рождения художника и нарисовал картинку-Doodle в стиле знаменитого полотна "Садко".

Каждый пользователь вскоре сможет получить свое собственное Пикалево. Именем этого города, испытывавшего серьезные социальные проблемы, будет называться виртуальный игровой мир. О том, сможет ли игрок, неспособный самостоятельно справиться с ситуацией, вызвать в свое Пикалево премьер-министра, пока неизвестно.

В России появилась новая игра, вернее, виртуальная Вселенная, а если быть совсем точным — бизнес-симулятор.

"Пикалево" — а именно так нарекли онлайновый проект смешанного жанра — игра, в которую одновременно смогут играть сотни тысяч пользователей.
Ближайшие аналоги — виртуальные Вселенные: Entropia online или Second Life, то есть лидирующие проекты виртуального сектора, утверждают разработчики. Впрочем, создатели "Пикалево-онлайн" ставят перед собой более амбициозные планы, чем создание очередного клона. Вот как они объясняют суть игры: "Существует некий экономический парадокс, который игроку нужно разрешить. При этом проявить свои предпринимательские способности. Дело в том, что разработчики считают, что будущее бизнеса за предпринимателями. Не за виртуальной капитализацией. Туда уйдет весь экономический мир. Это такой прототип будущих экономических отношений, где каждый может себя проявить", — Андроник Назаретян, президент группы компаний EnterNetica.

"Пикалево" — коммерческий проект. Зарабатывать разработчики собираются традиционным для жанра способом — на так называемых микроплатежах, то есть на хождении внутренней виртуальной валюты в игре. Впрочем, утверждается, что существуют собственные ноу-хау — на использование в интернет-Пикалеве реальных денег. "Рассматривается вариант задействования реальных активов в этой игре. То есть вывод и ввод активов. Пока трудно говорить об этом, потому что система будет разрабатываться", — рассказывает Андроник Назаретян.


Проект, на разработку которого будет потрачено 20 месяцев и почти шесть миллионов долларов, будет запущен не только в России, а сразу в нескольких странах. Скриншотов или демо-роликов пока нет. Пока что пользователи Сети могут довольствоваться многостраничным документом-стратегией, а также пустым сайтом проекта.

Самые интересные ссылки ждут вас на странице моей радиопередачи на сайте plushev.com. Встретимся через неделю, всем пока.