Болонский процесс несёт в Россию одни неприятности. Реплика Григория Заславского

Проект нового закона об образовании, который может быть принят уже в феврале, спровоцировал бурные споры среди деятелей культуры. Этому вопросу было посвящено совместное заседание коллегий Минкультуры и Минобразования. Проект подразумевает присоединение России к так называемому Болонскому процессу.

Проект нового закона об образовании, который может быть принят уже в феврале, спровоцировал бурные споры среди деятелей культуры. Этому вопросу было посвящено недавнее совместное заседание коллегий Министерства культуры и Министерства образования. Проект подразумевает присоединение России к так называемому Болонскому процессу, согласно которому в странах-участницах вводится двухступенчатая система обучения: бакалавриат и магистратура. В перспективе это должно помочь выпускникам российских вузов при поступлении в университеты и трудоустройстве за границей. Но на деле это может обернуться крахом начального профессионального образования: согласно первоначальной концепции, такое образование будет начинаться с 15 лет. О том, почему так сложно прийти к единому решению, - обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

"Одобрить в целом проект Федерального закона "Об образовании", - думается, эта фраза, которую можно было прочесть и в проекте решения коллегий, так в нём и останется. Хотя, слушая внимательно выступления Николая Цискаридзе, Олега Табакова, ректора Российской академии театрального искусства Карины Мелик-Пашаевой, да даже и ректора Московской консерватории Александра Соколова, трудно было понять, что же могут одобрять представители культуры в этом проекте, если в нынешнем виде этот закон несет даже детским музыкальным школам, а не только высшим учебным заведениям, одни неприятности. Проблемы - на каждом шагу. Михаил Швыдкой, когда он был министром культуры, не уставал повторять, что чтобы завтра 100 человек сидели в оркестре, сегодня 10 или даже 50 тысяч человек должны пойти в музыкальную школу. Директор московской детской музыкальной школы имени Баха Ирина Домогацкая попыталась объяснить, в чем проблемы.

"Учебный план, по которому всегда действовали детские школы искусств, был создан по образу и подобию профессионального образования. Это комплекс необходимых предметов. У нас есть регионы, где учебные планы сокращены до 3-4 предметов. И как в таком случае говорить о предпрофессиональном обучении?" - удивляется она.

То же - и в танце, то есть в перспективе это проблемы с балетом, которым мы привыкли гордиться, и даже сегодня (порою вполне оправданно) считаем, что также в области балета мы впереди планеты всей. Об этом эмоционально, но весьма убедительно говорил солист
Большого театра Николай Цискаридзе.

"Хореографическое образование в России существует дольше, чем США как государство. Все стандарты, по которым мы учимся, по ним учились и в XIX веке, потому русский балет на сегодня является одним из самых уникальных", - отметил артист балета.

Нельзя учить балету с 16 лет, справедливо считает Народный артист России Цискаридзе, который, к слову, вспомнил, что когда он учился, им еще, кроме танца, преподавали и фортепьяно. Цискаридзе призвал подумать об особом статусе для Центральной музыкальной школы при Консерватории, для Академии хореографии и некоторых других, не менее уникальных учебных заведений. И надо сказать, представители министерства образования, имея в виду, что и режиссеров в России не так уж много, и учебные заведения вправду - ценные, на весь мир знаменитые, согласны подумать на эти и некоторые другие темы.

Проблемы еще и в том, что если не внести в самом срочном порядке правку в уже почти готовый к обсуждению проект, завтра нынешние театральные академии и институты перестанут давать высшее образование. А где нет высшего, там, ясно, и другое финансирование. Да и незачем ПТУ, пусть и театральному, сидеть в самом центре Москвы, да в лучших зданиях. Этого тоже боятся, хотя больше - не потерять уникальные школы - театральные и музыкальные. Школы - в самом широком смысле.

"В Болонье нам не помогут", - справедливо заметил Олег Табаков, который говорил о том, что в актерском деле профессия передается через показ, через заряжение эмоцией, из рук в руки, учитель со стороны - не сгодится. В общем, Болонский процесс, может, и хороший в Болонье, но для очень многих культурных специальностей не годится. Музыкант, сидящий в оркестре, учится не 7, а почти 15 лет, ПТУ явно не хватит. Под конец коллегии министр культуры Александр Авдеев поблагодарил коллег за готовность к сотрудничеству.

"Мы вам благодарны за то, что по 18 специальностям нас освободили от того, чтобы равняться на Болонский процесс. Потому что иначе мы растеряем уникальную российско-советскую школу подготовки актеров, художников, кинематографистов, где важно единство плотного образования в 4-5 лет. И нельзя делить его на бакалавра и магистра", - заявил Авдеев.

Теперь интересно, как отразят боль Цискаридзе и Табакова в проекте закона. Обсуждение его должно закончиться к 1 февраля.