Тема:

Косово 1 неделя назад

Косовские сербы просят помощи

На этой неделе десятки тысяч косовских сербов обратились с просьбой о предоставлении российского гражданства. Европейские силы безопасности, по сути, потворствуют албанцам и никак не защищают сербское меньшинство.

Сборщик подписей Златибор Джорджевич дома соседей объезжает в кромешной темноте – третий день подряд ровно на закате на сербском севере Косова исчезает электричество: энергетики в албанской части края ссылаются на аварии, но сербы уверены – это способ психологического давления: самопровозглашенная республика со столицей в Приштине играет мускулами. Нет света – значит, нет связи, воды и отопления. Насосы и обогреватели – электрические. Встречу с населением приходится отложить до рассвета.

Прошение о двойном гражданстве, адресованное руководству России, подписывают прямо на багажнике автомобиля. За три минуты десяток фамилий. Таким образом, удалось собрать подписи уже почти половины всех косовских сербов.

"Мы передали в российское посольство 21733 подписи, но по последним данным их насчитывается уже около 50-ти тысяч. Много желающих подписать нашлось и в центральной Сербии, но мы пока опрашиваем только выходцев из Косова", – рассказывает представитель общественного движения "Старая Сербия" Златибор Джорджевич.

В этих краях с текстом послания все хорошо знакомы. На этой неделе с ним ознакомились и российские дипломаты в Белграде.

"В этом документе описывается то сложное положение, в котором находятся в данный момент проживающие на территории Косова и Метохии сербы, и подчеркивается, что ситуация настолько сложна, что они опасаются даже за свое существование. Они обращаются к России, к матушке России, чтобы она приняла их, как сказано в письме, "под свой покров" и защитила их от опасности исчезновения", – рассказывает советник посольства России в Сербии Олег Булдаков.

О какой опасности идет речь, хорошо знают жители села Свиняре на территории теперь уже албанского Косова: семь лет назад здесь жили 600 сербов, теперь – двое. Счастливые семьи и целые дома остались только на фотографиях – в 2004-м село сожгли албанцы.

"Вот на моем доме надпись: зарезервировано кем-то по фамилии Алия", – показывает бывший житель деревни Свиняре Милорад Радивоевич.

Через год под международным давлением албанцы провели в сербских домах показательный ремонт, но хозяевам тут же дали понять: обратно их никто не ждет. В пустых комнатах хозяйничают вандалы. Разбили все, что можно было разбить, украли даже электропроводку.

"Теперь вы боитесь, что то же самое может повториться на севере Косова?" – спрашивает журналист.

"Именно так и будет. Мы боремся за свои дома с 2004 года. Обращаемся в миссию ООН, в КЕЙФОР, нас отправляют к косовским властям. Они присылали сюда полицию, составляли протоколы, делали снимки. Я 58 раз заявлял случаи вандализма – ни одно дело не дошло до суда", – говорит Милорад Радивоевич.

Эту историю Милорад рассказывал десяткам журналистов со всего мира, но излагать факты беспристрастно он до сих пор не может.

"Вы знаете, что около тысячи сербов убиты в Косово за время работы КЕЙФОР уже после бомбардировок? Ни один убийца не понес наказание", – говорит Милорад Радивоевич.

С начала блокады, когда миротворческие миссии НАТО и ЕС поставили сербам ультиматум (признать таможенников из Приштины на границе с Сербией, или остаться отрезанными от своих соотечественников), число нападений со стороны албанцев увеличилось. Сербы погибают в анклавах и на юге, и на севере края. Уезжать из Косова подписавшиеся под письмом не хотят, российские паспорта им нужны для того, чтобы заручиться поддержкой Москвы на международной арене.

"У сербов единственная надежда осталась – на русских. Потому что КФОР и ЕУЛЕКС помогают албанцам, чтобы нас раньше отсюда выгнать. Я приезжаю почти каждый месяц, ситуация каждый месяц все хуже и хуже", – говорит житель Косово, предприниматель Ненад Мияйлович.

В сентябре немецкие и американские миротворцы впервые за десять лет работы миссии НАТО открыли огонь по сербским демонстрантам, по официальной версии – в целях самозащиты и резиновыми пулями, но несколько человек оказались в реанимации со сквозными ранениями.

Статус Косова – ключевая карта на переговорах о вступлении Белграда в Евросоюз. Но в Косовской Митровице ни о какой единой Европе даже не думают. Здесь укрепляют баррикады, отделяющие сербскую часть Косова от албанской, и несут возле них круглосуточное дежурство.

Очередная попытка переговоров о таможенном статусе Северного Косова между Белградом и Приштиной состоится в Брюсселе на следующей неделе, но косовские сербы в дипломатическое разрешение кризиса уже давно не верят. Они готовятся к долгой и тяжелой зиме. Построенные наспех в обход блокпостов горные дороги уже на днях завалит снегом, и тем, кто останется здесь, придется несколько месяцев выживать в условиях тяжелого дефицита лекарств, топлива и продовольствия. Главное испытание для жителей блокадного Косова только начинается.